Оценки и обзоры конкурсных стихов “Пленник Кавказа”

Конкурс, посвященный 203 годовщине великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, завершается. Напоминаю задание конкурса: написать  стихотворение на тему «Пленник Кавказа» размером не менее 8 и не более 32 строк.

Шесть работ шести авторов были отправлены трем независимым арбитрам и постоянному полномочному эксперту авторского блога для оценки их на предмет качества написания. Оглашаю имена судей.

  1. Ирина Пахомова Викторова, поэт, лауреат  Международного Фонда «ВС — Молодым», магистр Фонда, г.Москва
  2. Виктор Геннадьевич Давыдов, поэт, г. Москва
  3. Чертенков Анатолий Александрович, поэт, руководитель Тихвинского ЛИТО «Автограф», создатель и главный редактор альманаха «Провинциал», г. Тихвин
  4. Остап Лаврентьевич Прутков-Крастовоздвиженский,бродячий поэт и критик .Бывший трамвайный кондуктор. Член ВЛКСМ с 1974 года.Финалист фестиваля скоростного художественного чтения “Быстрая муза” в Торжке. Честный, добрый и суровый романтик.Без определенного места жительства.

      ОБЗОР КОНКУРСНЫХ СТИХОВ.

Ирина Пахомова Викторова

Чистосердечное признание: автор обзора в жюри оказалась случайно: не успела написать стихотворение, хотя предложенная конкурсная тема очень понравилась

Критерии оценки самые обычные: ритм, рифма, соответствие заявленной теме, синтаксис, орфография (не строго), эстетическое послевкусие. Шкала 10 баллов.

Первое конкурсное стихотворение Николая Масикова «Последняя дуэль поэта» сразу заинтересовало. Отличная лирика, передающая состояние человека и природы в момент трагической дуэли. Нет замечаний по ритму, рифмам и содержанию. Автор изучил фактографический материал, отлично описал событие. Мне понравилась и эмоциональная скупость, точнее, сдержанность стихотворения: нет слёз и горя, хотя кто знает, чего современники и потомки были лишены в результате роковой дуэли. Но право на смерть есть у каждого человека.

Оценка – 9 баллов.

Второе стихотворение Михаил Битёв«Прости, Тамань…». Автор мне очень приглянулся по предыдущему конкурсу. Отличное владение словом, рифмой. И тема стихотворения Михаила очень близка мне: проецирование событий, описанных в «Герое нашего времени» на нынешний временной пласт. Отлично задумано. И отсылки к современной кавказкой войне тоже порадовали, ибо зачем нам прошлое, если у него нет связи с настоящим.

Но исполнение – исполнение разочаровало. И если строку «На той войне я стал совсем дебил» можно отнести к авторским «изюминкам», то сбой ритма в строке «Влюбился я в Темрюкский район» откровенно удивил – писалось в спешке?

Немного разочаровало растянутое на несколько строк перечисление названий алкогольных напитков. Конечно, автор обзора тоже ценитель хорошего вина, но тут вкусы наши не сошлись: на мой-то взгляд, не родят земли Северного Кавказа хорошего винограда.

А если серьезно, то простовато показалось исполнение.

Оценка – 7 баллов.

Игорь Шептухин. «Воину». Было интересно.  Я, как и многие, никогда не задумывалась, насколько храбрым воином был Лермонтов. Знаю из учебников и более поздних монографий, что человек он был сложный и неуживчивый. А вот воин? Спасибо.

Поклон автору за достоверные биографические сведения о поэте. Лермонтов действительно был на Кавказе в детстве. Лермонтов действительно носил под армейским сюртуком красную рубашку, мне пришлось перепроверять информацию об амуниции Тенгинского полка.

А вот исполнение мне показалось несколько упрощённым. Может быть, тема сложна и обилие специальных боевых приспособлений сделало в итоге стихотворение описательным.  Но это только на мой взгляд.

Строка «Рубал, идя в атаки, и колол»  требует доработки.

Оценка – 7 баллов

Ирина Полюшко. «Свадебное путешествие» – изящное, лёгкое, женское, ироничное. Незадачливая пленница Кавказских гор рассказывает историю своего восхождения во время свадебного путешествия.

Оценка – 8 баллов

Наталья Троицкая «Пленник Кавказа». Автор начинает писать стихотворение одним ритмом, потом спешно переходит на другой. Думаю, очень хотелось вставить цитату из Лермонтова, что по-человечески понятно, но вплетать цитаты в стихотворение – такое же искусство, как и щеголять ими в разговоре.

К сожалению, стихотворение мне показалось поверхностным, безликим. А ведь несколько слов «от себя» точно спасли бы положение.

Оценка – 6 баллов.

Илья Волков «Пленник Кавказа» – мой фаворит. Понравилось всё: изложение, ритм, аллюзии к произведениям Михаила Юрьевича; Демон – герой произведения и Демон – потусторонний наблюдатель, намёк на роковую дуэль, чеченка с мольбой «Беги» не только в «Кавказском пленнике» Лермонтова, но и в замечательном одноименном фильме Сергея Бодрова. Одним словом, мне очень понравилось.

«Туман с реки» придётся переделывать, потому что туман от реки.

Спасибо, Илья.

Оценка – 10 баллов

Итоги:

Николай Масиков – 9 баллов

Михаил Битёв – 7 баллов

Игорь Шептухин – 7 баллов

Ирина Полюшко – 8 баллов

Наталья Троицкая – 6 баллов

Илья Волков -10 баллов

С уважением ко всем авторам, судьям и ведущему блога, Ирина

Виктор Геннадьевич Давыдов

Николай Масиков

Последняя дуэль поэта.

Безусловной удачей является последнее четверостишие. Однако перед ним были и другие, которые оставили непростые впечатления. В первом же четверостишии возникает как минимум один вопрос: почему «одичало»? То есть, получается, что Бештау ранее был домашним, а теперь перестал быть таковым? К сожалению, подобное есть и в следующих четверостишиях.

Но финал – прекрасный.

Оценка (4+10)/2 = 7 баллов

Михаил Битёв

«Прости, Тамань…»

Неожиданный поворот сюжета – явный плюс стихотворения. А вот недостающий слог во второй строчке третьего четверостишия (Влюбился я в Темрюкский район) – это брак. В этой строке должно быть 10 слогов …

Очень хорошо читается последнее четверостишие, в нём есть то неуловимое, что зовут талантом …

Оценка (6+2+10)/3 = 6

Игорь Шептухин.

Воину.

Судя по всему, автор пишет давно и имеет должную теоретическую и практическую подготовку. Произведение без слабых мест, во всяком случае, я своим непрофессиональным взглядом их не заметил.

Тронуло ли меня это произведение? Честно говоря, нет. Читалось хорошо, а вот ощущения «послевкусия» не осталось (в отличии от двух предыдущих стихотворений).

Оценка 7.

Ирина Полюшко.

Свадебное путешествие.

Осталось ощущение, что обманули. Да, я понимаю, с формальной точки зрения всё ок, вроде как пленники кавказских гор. Однако как-то хотелось бы всё же связи с Лермонтовым. А связь-то кой-какая присутствует, но с Пушкиным – тончайший еле заметный, может и не осознанный самим автором намёк во второй строке третьего четверостишия. За это спасибо.

Оценка (4+10+7)/3 = 7.

Наталья Троицкая

Пленник Кавказа

Безупречное соответствие духу конкурса + отсутствие технического брака. Это уже очень много. Помимо этого чувствуется неравнодушие автора, искренность. Правда мой личный камертон никак не отозвался …

Оценка (10+7+8+5)/4 = 7,5

Илья Волков

Пленник Кавказа

В этом стихотворении есть талант. И хоть с технической точки зрения может быть другие конкурсные произведения в чём-то даже превосходят рассматриваемое стихотворение, но это «зацепило».

Оценка (10+6)/2= 8. Победитель.

Чертенков Анатолий Александрович

Николай Масиков

Последняя дуэль поэта.

 

Бештау* тучей грозовой
Знамений вспышки источая,
В раскаты грома одичало
Вплетал холодной бездны вой.

 

Безумству горькому вослед
Летело сонмище мистерий,
Когда поэт, судьбе не веря,
Отвёл с усмешкой пистолет.

 

Но смерть, зрачками шевеля,
Нашла в убийце воплощенье…
И не замедлила вращенье
В кровавом действии Земля.

 

Машук** над чадом городка
Склонился тенью Люцифера,
Дивясь тому, как у барьера
Полоска жизни коротка!

 

И лился дождь. Его с лихвой
Хватило, чтоб следов не стало.
Не доставало капли малой:
Одной-единственной. Живой.

 

*Бештау,  **Машук – соседствующие горы в Пятигорске,
последняя стала местом роковой дуэли М.Ю.Лермонтова.

10 баллов… И рад бы покритиковать…не увидел за что

================================================

Михаил Битёв

«Прости, Тамань…»

Эпиграф:

«Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России.
Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще в добавок меня хотели утопить…
Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем — занята.
Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться…»
( М.Лермонтов «Герой нашего времени» )

Прости, Тамань, что был с тобою резок.
Прости. Тебя не сразу полюбил.
Во всём виновны злобные черкесы.
( На той войне я стал совсем дебил ).*- дебилом, но никак – ни дебил (не по-русски)

Тебя назвал прескверным городишком.
( Три ночи я не спал и был взбешён ).
Да утопить хотели. Это — слишком.
К тому же, и ночлега не нашёл.

Но вот прошло каких-нибудь полгода.
Влюбился я в Темрюкский район.
Таких напитков не пивал я сроду.
Я энотерапией** восхищён!

«Звезда Тамани», «Чары Диониса»,
Сухое «Каберне», «Шато Тамань»!
За сущие гроши — мильон капризов.
Пусть скажет обыватель, что я — пьянь.

Я очарован краем благодатным.
На южном берегу по нраву мне
И прелесть «Золотистого муската»,
И аромат волшебный «Шардоне»…
__
* Имеется в виду война на Кавказе, где Михаил Юрьевич принимал самое непосредственное участие
** Энотерапия — лечение и профилактика различных заболеваний виноградным вином

Пересказ, как его оценивать… но пусть будет5 баллов…

Лермонтов есть, но где Битёв?)

=======================================================

Игорь Шептухин.

Воину.

203 годовщине со дня рождения Лермонтова…

Он в плен попал Кавказских гор диковинных,
Вкусив красу и дух их с детских лет…
Хочу сказать о Лермонтове – воине,
Ведь многим он знаком лишь, как поэт…

ну почему только как поэт? Ещё и писатель и ещё какой… (может и не существенно, но не точно, значит нет веры автору… короче, 7 балов)

Храбр безрассудно, будто заколдованный
Средь пуль чеченских, там, где смерть легка,
Он, словно знал, что слава уготована
Поручику Тенгинского полка.

И с сотнею отчаянных охотников,
Презрев огонь ружейный, наголО
С «гурдой» и с «базалаем» первым конником
Рубал, идя в атаки, и колол.

Конь белый… И рубаха ярко-алая…
Расстёгнут на рубахе воротник…
Под пули смело шла душа удАлая,
Её отвагу видел Валерик..

Звон шашек и кинжалов… Выстрел… Ржание…
Гортанный крик… Мюриды меж значков…
И командира не было желаннее
У, смерть не раз видавших, казаков…

Базалай — знаменитый кумыкский род мастеров-булатников, сохранивший секрет хазарских булатных клинков. На Кавказе особы ценились шашки «гурда» и кинжалы Старого Базалая.

======================================

Ирина Полюшко.

Свадебное путешествие.

 

После свадьбы — сразу в горы.
Нас встречает Дзинага.
Гордых рек блестят узоры,
Ледники, хребты, снега.

Трёт «Ермак» старинный плечи.
Покоряем высоту.
Забрались мы в этот вечер
На вершину не на ту. Не очень поэтично

А потом два дня слезали,
Пробки снежные кляня.
Все про маму вспоминали
И боялись за меня.

Не видал подобной квочки
Этот травянистый склон.
Я сползла на пятой точке.
Словом, имидж был спасён.

Хорошее стихотворение, но не по теме… Если вне конкурса, то 9 баллов.

======================================

Наталья Троицкая

Пленник Кавказа

 

(Лермонтову)

 

Отчизны-мачехи изгнанник,
Заложник фатума и рока,
И Музы ветреной избранник,
Ушедший в мир иной до срока;

 

Воспевший юных душ порывы, ох уже эти ВШИ,
Любовь и сладость женских грез,
«И на холме, средь желтой нивы,
Чету белеющих берез» …

 

Отточены, как шпаги, фразы.
Судьбой отсчитаны года.
Остался пленником Кавказа
Поэт мятежный навсегда… БРАВО!

Если можно 9, 5 баллов

===========================

Илья Волков

Пленник Кавказа

Аул дремал. Туман с реки
Стелился шкурою овечьей,
Когда ощерились штыки,
В цепях защелкали курки
И пушки грянули картечью.

Синел вершинами Дарьял.
Покой вчера лежал на сердце
И гул в ущелье замирал.
Но тяжко ранен генерал
Умелым выстрелом чеченца.

Возмездье близко, час настал.
Отныне милосердье немо.
Пока от искры тлел запал,
С горы Мушук на смерть взирал,
Сложив бесстрастно крылья Демон.

Умело выполнил отряд
И окруженье, и атаку.
Сметён аул, изрублен сад
Идти приказано назад
К кострам, котлам и бивуакам.

…Скрипит гусиное перо
То с замиранием, то с жаром.
Реальность кажется игрой.
Поручик ждёт ночной порой
Прекрасноликую Тамару.

Виденья кружат хоровод
И в череде событий быстрой
Чеченка пленника зовёт:
“Беги, беги! “, а Демон ждёт
Ещё не прозвучавший выстрел.

Для меня однозначно – это лучшее из всего. 10 баллов ….
А первое стихотворение я бы поставил на второе место….

Остап Лаврентьевич Прутков-Крастовоздвиженский

Николай Масиков

Последняя дуэль поэта.

Бештау* тучей грозовой

Знамений вспышки источая,

В раскаты грома одичало

Вплетал холодной бездны вой.

 

Безумству горькому вослед

Летело сонмище мистерий,

Когда поэт, судьбе не веря,

Отвёл с усмешкой пистолет.

 

Но смерть, зрачками шевеля,

Нашла в убийце воплощенье…

И не замедлила вращенье

В кровавом действии Земля.

 

Машук** над чадом городка

Склонился тенью Люцифера,

Дивясь тому, как у барьера

Полоска жизни коротка!

 

И лился дождь. Его с лихвой

Хватило, чтоб следов не стало.

Не доставало капли малой:

Одной-единственной. Живой.

 

*Бештау,  **Машук – соседствующие горы в Пятигорске,

последняя стала местом роковой дуэли М.Ю.Лермонтова.

———————————————-

Стихотворение очень понравилось. Звучит совершенно по-лермонтовски, лишь в нескольких местах засомневался:

  1. Цитата

Безумству горькому вослед

Летело сонмище мистерий

 

Мисте́рии — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.

Думаю, вряд ли оправданно употребление этого слова. Во всяком случае, оно здесь, скорее, ради рифмы, нежели описывает события.

 

  1. Цитата

И не замедлила вращенье

В кровавом действии Земля.

 

Земля, написано с большой буквы, планета является воплощением зла?!

Мне понятен пафос – как все мы после этого можем жить!?.. но сомнение есть – ни в чём «кровавом» обвинять Землю (или солнце, например) не стоит.

 

  1. Цитата

Машук** над чадом городка

 

В данном случае имеет место двусмысленность: «чадо» (ребёнок) или «чад» (дым, испарения)? При этом оба понятия несколько не вписываются в сюжетную линию, на мой взгляд.

 

  1. Цитата

Дивясь тому, как у барьера

Полоска жизни коротка!

 

Тоже, в общем, понятная фраза, хотя и спорная. Почему именно у барьера? Разве жизнь, которая была до этого не в счёт?

 

В двух местах союзы использованы вначале предложений – это, скорее всего, является попыткой сбалансировать ритмику, добавив дополнительный слог, не более.

 

Хорошее, на первый взгляд, стихотворение при детальном и пристальном рассмотрении представляется состоящим из мелких шероховатостей, которые автор, судя по всему, считает украшениями.

Очень прошу автора проанализировать природу этих шероховатостей. Вполне возможно, такой анализ пойдёт на пользу при написании будущих стихов.

 

Оценка: 6 баллов.

================================================

Михаил Битёв

«Прости, Тамань…»

Эпиграф:

«Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России.
Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще в добавок меня хотели утопить…
Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем — занята.
Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться…»
( М.Лермонтов «Герой нашего времени» )

Прости, Тамань, что был с тобою резок.
Прости. Тебя не сразу полюбил.
Во всём виновны злобные черкесы.
( На той войне я стал совсем дебил ).*

Тебя назвал прескверным городишком.
( Три ночи я не спал и был взбешён ).
Да утопить хотели. Это — слишком.
К тому же, и ночлега не нашёл.

Но вот прошло каких-нибудь полгода.
Влюбился я в Темрюкский район.
Таких напитков не пивал я сроду.
Я энотерапией** восхищён!

«Звезда Тамани», «Чары Диониса»,
Сухое «Каберне», «Шато Тамань»!
За сущие гроши — мильон капризов.
Пусть скажет обыватель, что я — пьянь.

Я очарован краем благодатным.
На южном берегу по нраву мне
И прелесть «Золотистого муската»,
И аромат волшебный «Шардоне»…
__
* Имеется в виду война на Кавказе, где Михаил Юрьевич принимал самое непосредственное участие
** Энотерапия — лечение и профилактика различных заболеваний виноградным вином

——————————————————–

Не понравилось стихотворение – написано, будто левой ногой, уж извините, автор. Это подозрение усиливается ещё и от избыточного употребления личных местоимений, которые, в большинстве, не несут смысловой нагрузки, а являются ритмическими подпорками.

 

Удивил и размерный сбой – в строке «Влюбился я в Темрюкский район» не хватает слога (после вставки личного местоимения «я», видимо не хватает ещё одного. Например, так: «Влюбился я в Темрюкский тот район». А что, так тоже пишут и даже места в конкурсах занимают.

Никогда Михаил Юрьевич не употреблял слова «дебил», думаю и не употребил бы, тем более по отношению к себе – он не знал истинную цену своей жизни, но себе цену он знал, это несомненно.

Деби́льность или дебили́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода. Впервые выделена Валантеном Маньяном в 1890 году[1]. Термины «дебильность», «дебил» — устаревшие и не рекомендуются к использованию, так как они вышли за сугубо медицинские рамки и стали носить социальный (негативный) оттенок[2]

Обратите внимание на год появления термина.

То же относится и к «энотерапии» – не допустимо напяливать ярмо на скакуна.

К сожалению, и остальная часть написана так, будто писано ради самого написания – очень похоже на застольные непритязательные куплеты. Это про Лермонтова, который мог бы стать «Нашим всем», если бы не застрелили.

 

Цитата:

На южном берегу по нраву мне

 

После предыдущих строк стихотворения, написанного в достаточно фривольной манере, так и хочется пошло сострить: «По чему на южном берегу?».

 

Оценка: 5 баллов (только за рифмы, которые хороши почти все).

 

=======================================================

Игорь Шептухин.

Воину.

203 годовщине со дня рождения Лермонтова…

 

Он в плен попал Кавказских гор диковинных,
Вкусив красу и дух их с детских лет…
Хочу сказать о Лермонтове – воине,
Ведь многим он знаком лишь, как поэт…

 

Храбр безрассудно, будто заколдованный
Средь пуль чеченских, там, где смерть легка,
Он, словно знал, что слава уготована
Поручику Тенгинского полка.

 

И с сотнею отчаянных охотников,
Презрев огонь ружейный, наголО
С «гурдой» и с «базалаем» первым конником
Рубал, идя в атаки, и колол.

 

Конь белый… И рубаха ярко-алая…
Расстёгнут на рубахе воротник…
Под пули смело шла душа удАлая,
Её отвагу видел Валерик..

 

Звон шашек и кинжалов… Выстрел… Ржание…
Гортанный крик… Мюриды меж значков…
И командира не было желаннее
У, смерть не раз видавших, казаков…

 

Базалай — знаменитый кумыкский род мастеров-булатников, сохранивший секрет хазарских булатных клинков. На Кавказе особы ценились шашки «гурда» и кинжалы Старого Базалая.

———————————————————————–

Прежде всего, вызывает уважение подготовка автора в исторических названиях и терминах; но здесь конкурс стихов, поэтому их и буду разбирать.

 

  1. Цитата:

Он в плен попал Кавказских гор диковинных,
Вкусив красу и дух их с детских лет…

 

Мне показалось, что определение «диковинные» не вполне подходит к данному контексту. Диковинными эти горы могли быть для любого, кто их не видел доселе, но не для человека, который «с детства… в плен попал».

Очень резануло трудно сочетаемое соседство «дух их».

С первых строк удручает обилие слов-паразитов, нетерпимых в качественных стихах, «ведь», «лишь», излишек личных местоимений и прочего мусора.

Автор, умоляю Вас, напишите один катрен без этих ничего не добавляющих к смыслу слов, Вы получите несказанное удовольствие от результата – во-первых, в Ваши строки будет помещаться гораздо больше осмысленной информации; во-вторых, Ваши стихи станут лёгкими; в-третьих, они будут доставлять удовольствие не только Вам, но и читателям.

 

  1. Цитаты:

Храбр безрассудно

 

Уверен, что это можно прочитать вслух, сделать это будет, брррр, как трудно, уж очень зубодробительное сочетание звуков.

 

  1. Цитаты:

И с сотнею отчаянных охотников,
Презрев огонь ружейный, наголО
С «гурдой» и с «базалаем» первым конником
Рубал, идя в атаки, и колол.

 

Очень характерный катрен:

– первая строка после точки начинается с соединительного союза. Нельзя это называть ошибкой русского языка – очень редко, но бывают случаи необходимости, но не в этом случае. Здесь это, всего лишь, попытка уравновесить строку недостающим слогом;

– в третьей строке не понятно кто есть кто – видимо, не хватило для управления этой инверсией запятых или других препинаков;

– в последней строке инверсия, а в предпоследней у меня появилось сомнение, можно ли управлять конём с шашкой в одной руке и кинжалом в другой?

 

  1. Цитаты:

Мюриды меж значков…

 

Кто такие мюриды, я выяснил, хотя и не люблю стихи, которые изобилуют незнакомыми словами, особенно в тех случаях, когда ценность самих стихов не стоит того. Меж каких значков мюриды, осталось на совести автора.

Последняя строка, которая должна быть апогеем всего произведения, должна сиять… сияет… совершенно жуткой инверсией.

 

Оценка: 3 балла.

======================================

Ирина Полюшко.

Свадебное путешествие.

 

После свадьбы — сразу в горы.
Нас встречает Дзинага.
Гордых рек блестят узоры,
Ледники, хребты, снега.

 

Трёт «Ермак» старинный плечи.
Покоряем высоту.
Забрались мы в этот вечер
На вершину не на ту.

 

А потом два дня слезали,
Пробки снежные кляня.
Все про маму вспоминали
И боялись за меня.

 

Не видал подобной квочки
Этот травянистый склон.
Я сползла на пятой точке.
Словом, имидж был спасён.

————————————————

Совсем не понятно, какое отношение это стихотворение имеет к Лермонтову.

Единственный термин, который можно было бы привязать к Кавказу, использован не с тем ударением.

Дзи́нага, селение в Северной Осетии, в Ирафском районе, вблизи слияния рек Караугомдон и Урух, на высотесвыше 1300 м, в 115 км от Владикавказа. Средневековые сторожевые башни и другие оборонительныесооружения, фамильные склепы.

 

Очень жаль, но я считаю, что данное стихотворение не может быть оценено в качестве конкурсного, так как условия конкурса не выполнено: «конкурс, посвященный 203-летию со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова». Данное стихотворение посвящено себе и любимой попе.

 

Оценка: 0 баллов.

 

======================================

Наталья Троицкая

Пленник Кавказа

(Лермонтову)

 

Отчизны-мачехи изгнанник,

Заложник фатума и рока,

И Музы ветреной избранник,

Ушедший в мир иной до срока;

 

Воспевший юных душ порывы,

Любовь и сладость женских грез,

«И на холме, средь желтой нивы,

Чету белеющих берез» …

 

Отточены, как шпаги, фразы.

Судьбой отсчитаны года.

Остался пленником Кавказа

Поэт мятежный навсегда…

————————————————————-

Стихотворение наивно, как по рифмам, так и по стилистике, но оно подкупает своей простотой, в нём нет неправды или каких-то излишеств. Так и хочется сквозь улыбку согласиться: а что, так оно и было. Даже фраза из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» вплетена очень прилично, хоть и с теми же простецкими рифмами.

 

Оценка: 8 баллов.

===========================

Илья Волков

Пленник Кавказа

 

Аул дремал. Туман с реки
Стелился шкурою овечьей,
Когда ощерились штыки,
В цепях защелкали курки
И пушки грянули картечью.

 

Синел вершинами Дарьял.
Покой вчера лежал на сердце
И гул в ущелье замирал.
Но тяжко ранен генерал
Умелым выстрелом чеченца.

 

Возмездье близко, час настал.
Отныне милосердье немо.
Пока от искры тлел запал,
С горы Мушук на смерть взирал,
Сложив бесстрастно крылья Демон.

 

Умело выполнил отряд
И окруженье, и атаку.
Сметён аул, изрублен сад
Идти приказано назад
К кострам, котлам и бивуакам.

 

…Скрипит гусиное перо
То с замиранием, то с жаром.
Реальность кажется игрой.
Поручик ждёт ночной порой
Прекрасноликую Тамару.

 

Виденья кружат хоровод
И в череде событий быстрой
Чеченка пленника зовёт:
“Беги, беги! “, а Демон ждёт
Ещё не прозвучавший выстрел.

———————————————————

Какая прелесть!

Как я рад, что в этом небольшом конкурсе есть такое блестящее произведение.

Это удивительно, будто я читаю самого Михаила Юрьевича.

Хочу простить автору дважды использованное на коротком отрезке произведения слово «умелый». Этот недочёт от недосмотра, его легко поправить, я думаю.

 

Оценка: 10 баллов.

 

 

23 комментария

  1. Очень интересно читать. Спасибо поэтам и авторам обзора. Мне хочется сказать несколько слов в защиту стихотворения Ирины Полюшко. Тема “Кавказский пленник” была заявлена, но не было
    четкого разъяснения, что только о Лермонтове. Я бы вот тоже писала о Кавказской войне. Поэтому предлагаю оценить стихотворение и присудить место. Но, конечно, право окончательного решения за хозяином конкурса.
    Ирина

  2. Читатели и участники конкурса могут оставлять свои комментарии.

  3. Ирине.
    Вообще-то, я хотел принять участия в конкурсе, но именно из-за того, что у меня о Лермонтове нет стихов, а притянуть что-то к теме, посвящённой ДР Михаила Юрьевича, не представляется возможным, ничего посылать не стал.
    По-моему, тема обозначена вполне определённо и посвящена Лермонтову.

  4. Вот каким был анонс конкурса:
    В преддверии великой даты в истории литературного наследия России проводится мини — конкурс, посвященный 203-летию со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

    «Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. «
    М.Лермонтов

    Сроки проведения конкурса с 15.10.17 по 15.11.1

    Прием работ до 10 ноября 2017 года

    Тема: «Пленник Кавказа»

    Написать стихотворение на тему «Пленник Кавказа» размером не менее 8 и не более 32 строк.

    Совершенно очевидно, что конкурс посвящен Лермонтову. Кроме того, чтобы не было сомнений у сомневающихся, организатор конкурса вставил в анонс цитату из стихотворения Михаила Юрьевича, таким образом очертив рамки темы “Пленник Кавказа”. Если бы, к примеру, проводился конкурс, посвященный Гайдаевскому культовому фильму “Кавказская пленница” никому бы в голову не пришло писать стихи о Лермонтове. Или я не прав?

  5. Добрый всем день. Видимо до меня дошла половинчатая информация. Прошу простить. На некоторый площадках, где мне приходилось участвовать в конкурсах, есть правило не допускать до конкурса стихи не по теме. Мне кажется, это менее обидно, чем быть уверенным и получить нулевой результат. Хорошего дня.
    Ирина

    1. Стихотворение Ирины Полюшко мне очень понравилось и показалось приемлемым для конкурса. Кстати, два арбитра из четырех тоже так считают.
      На конкурсных площадках, где приходилось участвовать и мне, случаев, подобных Ирининому стихотворению было предостаточно. Это не конец света.Всегда найдется нормальное человеческое решение – это ведь не чемпионат мира по футболу и не Сочинская Олимпиада. Всем удачи!

      1. Критикам и, особенно, трамвайному кондуктору. Учите историю, господа, прежде, чем показывать свою “умность”! И не вам писать мне, потомственному казаку, как может джигит, летя на коне, быть одновременно и с гурдой и с базалаем, кто такие мюриды, и почему они средь значков. Кстати, если вы считаете себя судьями и пытаетесь оценивать стихи о Лермонтове, наверняка себя считаете “знатоками” Лермонтова. Вот вам цитата из “Валерика”:
        Звенят орудья. Генерал
        Вперед со свитой поскакал…
        Рассыпались в широком поле,
        Как пчелы, с гиком казаки;
        Уж показалися значки
        Там на опушке — два, и боле.

        Значки, это флажки повязанные на пику, которые указывали, где во время боя находится тот или иной мюрид. Потом это взяли на вооружение казаки, и каждая сотня имела свой сотенный значок.
        Джигиты, а Лермонтов был им, ходили в бой с кинжалом, который держали в зубах и с шашкой. Самые отчаянные урваны, могли рубиться одновременно с двумя шашками в руках и с кинжалом в зубах, либо держали в зубах вторую шашку, а кинжал, подскакав к противнику, метали его во врага и хватали вторую шашку из зубов. Учите мат.часть.

        1. Вот, так всегда, как только натыкаешься на знатока какого-либо ограниченного знания.
          Обратите внимание, я не говорю об ограниченности, я о специфических знаниях.
          Поймите, Игорь, очевидное для Вас, может стать ребусом для меня; я же не изъясняюсь с Вами языком трамвайного хулигана, я даже, если Вы обратили внимание, кондуктор – в прошлом. Так для чего же Вы перегружаете свои стихи специфическими словами? Вам, как казаку, ежедневно идущему в атаку, вероятно, эти термины близки; но представьте на минутку, что на одном из конкурсов появятся стихи Евгения Агуфа с его сленгом врача акушера-гинеколога.
          Игорь, Ваш призыв “учить матчасть” был бы уместен, если бы в поэтическом конкурсе речь зашла о технике стихосложения, но учить “матчасть” амуниции казаков, которая в следующий раз пригодится при чтении стихов Игоря Шептухина, который перегружает свои произведения специальными терминами.
          Мне встречалась как-то методика оценки стихов для принимающего редактора одного из литературных журналов, там избыток профессиональной или какой-либо сленговой терминологией считают недостатком и снижают за это оценку.
          К Вашим стихам из-за этого конкретного “значка” претензия была только по общему впечатлению, а основной ошибкой, за которую Вам снизили оценки почти все судьи, был жуткий сбой ритма.
          Предлагаю обсудить эту ошибку.
          С уважением, всегда Ваш,
          Остап Лаврентьевич Прутков-Крестовоздвиженский.

  6. Нашлось время ответить подробнее “критикам”.
    1. г. Пахомова Викторова.
    Спасибо, что проверили и поверили мне, что Лермонтов, действительно, был на Кавказе. Мои корни идут из станицы Шелковской, у тёти Лермонтова было имение в ст.Шелкозаводской. Эта станица выделилась(когда там построили завод) из ст.Шелковской и находится совсем рядом с Шелковской. Для чего я пишу об этом? Мои предки видели Лермонтова. Теперь о красной рубашке. Благодарю, за то, что перепроверили мои строки о том, что Лермонтов воевал в красной рубахе с расстёгнутым воротом. Могу заявить следующее. Форма (амуниция – это совсем другое! Амуниция, это воинское снаряжение помимо одежды и оружия!) тогдашних нижних чинов и офицеров включала в себя мундир с высоким воротом под подбородок. В бой всегда шли и солдаты, и офицеры с наглухо застёгнутыми мундирами, ибо люди шли на смерть, а в Русской Императорской Армии был неписанный закон – воины перед боем должны быть одеты так, чтобы не позорить честь Русского мундира. Расстёгивание воротника допускалось после боя, на привале и при переходах. Следовательно, Лермонтов, как поручик Тенгинского полка никак не мог воевать в расстёгнутом мундире. Кстати, под мундирами у всех были надеты белые нательные рубахи. Если Вы дадите мне ссылку, где Вы “перепроверили” про красную рубаху, буду Вам очень признателен. Лермонтов, как командир особой казачьей сотни, воевал в обыкновенном казачьем бешмете. Почему в красном? На Кавказе издревле существовали свои особые адаты (законы)(расшифровка для трамвайного кондуктора!) Так вот, самые доблестные джигиты воевали в самых ярких одеждах. Как известно яркую одежду легче увидеть в бою, в неё чаще стреляют, к ней кидаются рубиться, т.к. свалить джигита – это особая честь! А джигит тем самым показывал своё пренебрежение к смерти. Добавлю коротко. Я учился в нормальной советской школе, где преподавали нормальные советские учителя. С детских лет обожал историю, в школе она была у меня самым любимым предметов. Всю жизнь я люблю ВОЕННУЮ историю, и поверьте знаю в ней достаточно много. К чему пишу это? Это не хвастовство. Просто хочу сказать, стихов у меня написано больше 800, на мои стихи написано больше 150 песен (всё есть в инете), так вот – там Вы не найдёте НИ ОДНОЙ исторической неточности. Повторюсь, я очень много знаю, но всё равно, когда берусь писать стих, всегда досконально изучаю материал. Последнее, не могли бы Вы расшифровать, что Вы имели ввиду, о строке, которую Вы упомянули. Какая в ней требуется доработка?
    Жду ссылку на красную рубаху офицера Тенгинского полка.
    Время мало, поэтому коротко. Но, надеюсь отвечу каждому из “критиков”
    Честь имею, потомок гребенских казаков Игорь Шептухин

  7. Добрый день, Игорь, простите, что не отвечала: не заглядывала в блог Виктора. Исправляюсь.
    Про поведение Лермонтова в боях и про красную рубашку я узнала из “Военного обозрения” (ссылка под цитатой).
    “К новому сотнику его соратники вначале отнеслись с недоверием и даже с долей пренебрежения. Но первое впечатление быстро изменилось. Оказалось, что поручик имел те боевые качества, которые высоко ценились казаками. Михаил Юрьевич был прекрасным наездником, метким стрелком, прекрасно владел холодным оружием. И не выделял себя среди других бойцов. «Он спит на земле, ест с шайкой из общего котла…. Перед атакой снимает сюртук, несется впереди лавы на белом коне в красной казачьей рубахе…» https://topwar.ru/93407-myulermontov-v-krasnoy-rubashke-na-belom-kone.html
    Несколько упоминаний было и в других источниках, думаю, и Вы их легко найдете в интернете. Я не ставила для себя целью изучение всего обмундирования и всей амуниции Тенгинского полка, мне важно было проверить Ваши строки.
    По поводу “Рубал, идя в атаку, и колол” – на мой поэтический вкус и ухо носителя языка, фраза звучит не литературно. Деепричастие “идя” употребляется в русском языке в устойчивом обороте “идя навстречу потребителям…”. Как деепричастная форма совершенного вида от глагола “идти”, – крайне редко. Потом, Вы разрываете два глагола, описывающих действия бойца, – почему? Может быть, попробовать так: “Когда в атаку шёл, рубал-колол”. Но тоже не очень звучит.
    Всех Вам благ. Предлагаю автору блога пригласить Вас в жюри на следующий конкурс, а мы послушаем Вашу критику.
    Ирина

  8. Здравствуйте, Ирина. Так, красная казачья рубаха и “амуниция” Тенгинского полка, согласитесь, это разные вещи?
    Про “идя в атаку”. Т.е. “Идя навстречу потребителям” писать можно, а “идя в атаку” нельзя? Я правильно Вас понял?
    И Вам – всех благ. А я не вправе критиковать других поэтов. Ибо ни Лермонтовым, ни Высоцким с Пушкиным себя не считаю. И даже Белинским.
    Игорь

    1. Игорь, у меня была претензия к построению всей фразы, и Вы отлично это поняли. Как поэт со стажем, не могли не понять. В угоду рифмы разбили, разбросали два однородных члена предложения. Но если Вам фраза нравится, оставьте её: Вы – автор, Вам и решать. Я не снижала оценку за одну фразу, я снижала оценку за общее впечатление от стиха. Кстати, соглашусь с коллегой по судейству, иногда слишком глубокое проникновение в тему, не помогает, а мешает писать стихи.
      Что касается обид… Это конкурс. По собственному опыту знаю, что еще хуже, когда молча ставят плохую оценку, и ты мучаешься в раздумьях, за что, собственно.
      Что могу посоветовать? Советовать трудно. Но, может быть, вспомнить, что Лермонтов в жизни был лирик: “Не смейся над моей пророческой тоскою;
      Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
      Я знал, что голова, любимая тобою,
      С твоей груди на плаху перейдет;” (С)
      Может быть, Вам оттенить удаль и храбрость на поле предчувствием скорой гибели? Как вариант.
      Удачи во всех начинаниях.
      Ирина

      1. Благодарю, Ирина, за то, что Вы позволили мне оставить всё так, как я написал!.. В своём стихе я делал акцент, именно, на то, что Лермонтов ко всему прочему был и Воином. И не простым, а именно Воином, которого казаки приняли в свою среду, И не только приняли, но и почувствовали в нём своего командира. Поверьте – это дорогого стоит! Ибо не было в Русской Императорской Армии воинов, доблестнее, чем казаки. Это прирождённый народ-Воин. Много можно писать об этом, приведу только слова двух известных людей. Наполеон:”Дайте мне полк казаков и я завоюю весь Мир”, Лев Толстой: “Казаки создали Россию” и “Границы России лежат на арчаке казачьего седла”
        И Вам – удачи!
        Игорь

      2. Ирина! Извините, что отвечаю с опозданием. Про “два однородных члена”. Я умышленно написал так, ибо “рубать” и “колоть” – это совершенно отличающиеся друг от друга вещи. Не каждый, кто умел прекрасно рубать (от этого и рубака!), умел ещё и прекрасно фехтовать шашкой. И, наоборот, не каждый, кто прекрасно фехтовал, умели также прекрасно рубать. Этому искусству учились с раннего детства. Моего деда, к примеру, его дед водил в горы на небольшой водопадик, где молодой казачок рубал и колол воду до посинения (как рассказывал дед), ибо с детских лет надо поставить правильный удар и выпад. Правильный – это когда брызг после действия не остаётся. Так называемый “баклановский” удар. Простите за подробности, когда шашка под определённым углом входит в человеческую плоть и рубит её до седла, либо колит “наскрозь”, как говорят казаки. Так вот, Лермонтов владел этим искусством.
        г. бывший трамвайный кондуктор! Извините, что не отвечаю на Ваш опус. Ей Богу, во временном цейтноте. Но даю торжественную пионерскую клятву, дойдёт дело и до Вас. Погутарим.

        1. Здравствуйте, Игорь. Когда автор отдаёт своё произведение на конкурс, он должен чётко сформулировать для себя, зачем он это делает. Скажу о себе: лично я с помощью конкурсов тестирую свои стихи. Если Вы пришли получить приз и регалии – ничем не могу помочь, если Вам интересно мнение о стихотворении, – Вы получили оценку и аргументацию. Предлагаю Вам просто задуматься, почему трое из четырех судей, не сговариваясь, поставили Вам средний балл. Если задумаетесь, уже не придётся писать “отповеди” каждому члену судейского жюри. Наша дискуссия может быть бесконечной, вопрос, – зачем. Вам и мне понятно, что восприятие стихотворения и отработка колющего и режущего удара друг с другом никак не связаны. Удач Вам и хорошего настроения.

          1. Здравствуйте, Ирина! Я отвечаю Вам конкретно на каждый Ваш вопрос. То Вы одно пишите, что не так. То другое. На всё чёткий мой исчерпывающий ответ. Посмотрите все свои предыдущие замечания и мои ответы на них. Теперь Вы пошли писать про восприятие. Я не против, чтобы мои стихи оценивали состоявшиеся поэты. Не хотел это делать, видит Бог! Но теперь напишу. А СУДЬИ КТО???
            Взял и прочитал несколько дней назад пару Ваших стихов. Скопировал одно, И то не всё.
            Извольте.
            Такая мука – дерево спилить,
            На Эшафот оно по списку первым.
            Но тянется связующая нить
            От сердца – по траве – к корням и нервам.
            Конечно, я работников найду,
            ДогОворимся о цене и сроках.
            И дерево испугано в саду
            Замрёт корявым ликом одиноким.
            Кистень из рук хозяйки – ты ли, месть,
            За то, что в дар не прИносило счастье?
            И пОкатилось яблоко – не съесть:
            Мало, старо, не налитое сластью.
            И саду, как в кругу друзей-подруг,
            Поведает историю старенья,
            Про бабочек – гирляндами вокруг,
            Про баночки для джема и варенья.
            Французский, терпкий, полупьяный сидр,
            Порхающие детские качели.
            Среди ветвей, как мОтылёк летит,
            Малыш – мазком прозрачной акварели.
            А гАмаки, а юный наглый кот,
            Чьи кОготки впивались в ствол, как в доски?

            Заглавными буквами выделил места, где идёт в стихотворение спотыкание. Не многовато ли??? Для себя я это называю нарушением мелодии стиха. Тоже, когда был слабеньким поэтом, грешил этим. Но однажды, видимо Всевышнему надоело читать мою ересь и он вдул мне в уши нормальную поэзию. И пишу уже пару-тройку лет, как путёвый. Хочу сказать, что только в стихах. На некоторые из них написано уже более 150 песен, (можете в инете посмотреть). Так там я допускаю такие сбои. Где-то просто умышленно делаю, когда пишу казачьи песни под старину, где-то делаю умышленно по согласованию композитором, потому что любой профессиональный исполнитель может такие сбои выправить голосом и игрой на инструменте. Кстати, крайний клип на песню, написанную на мои слова всего три дня назад. Желающие могут ознакомиться.
            https://youtu.be/zlP26wzr3xk
            Теперь о не восприятии из-за насыщенности военных терминов (целых двух!) Рекомендовал бы вам (вам с маленькой – обращаюсь ко всем), действительно ознакомиться с кавказским творчеством Лермонтова. Перечитайте его знаменитый “Валерик”, в сражении на котором он сам принимал участие. Там таких терминов – не один ДЕСЯТОК! Причём он не заморачивался, как я и не делал никаких сносок. А его “Герой нашего времени”? “Бэла”:
            “а шашка его настоящая ГУРДА: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга – такая, как твоя, нипочем. ”
            А очерк “Кавказец”?:
            “Он легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая ГУРДА, кинжал – старый БАЗАЛАЙ” …
            Вы же СУДЬИ! Берётесь судить тему, которую совершенно не знаете!!! Разве я виноват, что Вы не владеете знаниями о Лермонтове-ВОИНЕ???
            Знаете, мне, действительно, надоело с Вами переписываться. И перед г.бывшим трамвайным кондуктором прошу прощения за то, что так и не удостоил его своим вниманием, хоть и давал торжественную клятву. Извините.
            Ко всем! Учитесь, господа, если Вы решили встать на этот нелёгкий труд. У г.Чертенкова тоже заметил такие же ошибки, Как у Вас Ирина. Но уже лень продолжать. У гг.Давыдова и г. БТК не нашёл, т.к. не нашёл их произведений.
            За сим прощайте, надеюсь, навсегда!

          2. Игорь, добрый день.Не хотел вмешиваться, пока литературный, на мой взгляд диалог, не перешел в разряд неприличных. Я одинаково уважаю творчество Ваше и Ирины, это я попросил Ирину участвовать в судействе конкурса (хотя на ее месте могли быть и ВЫ),она совершенно бесплатно, пожертвовав своим временем, согласно своей принципиальной субъективной позиции арбитра проделала РАБОТУ. Достаточно профессиональную. И аргументированно озвучила свое мнение. За это Вы говорите ей – “… сам дурак”или “…а ты кто такой?” На блоге, посвященном чести и долге, такое смотрится нелепо и неуместно.
            А в цитируемом Вами очень хорошем стихотворении Ирины Пахомовой Викторовой нет никаких спотыканий – хоть у кого спросите…

  9. г.Давыдов
    Спешу Вас огорчить, ни теоретической, ни практической подготовки у меня нет. Я самоучка. И, думаю, это хорошо, ибо поэты, считающие себя крутыми и заумными, напичканные всевозможными догмами от псевдоучителей в поэзии, пишут, оцифрованными определёнными рамками. В которых шаг в сторону от генеральной линии – расстрел. Поэзия должна быть (настоящая!) не заумная, а простая, доступная и понятная простому (извините за тавтологию) народу. Помните, как поносили Высоцкого за рифмы типа “хочу”-“торчу” “великие поэты”? Но пройдёт ещё лет 50 (а, думаю, гораздо меньше) и эти поэты канут в небытие, их будут помнить только яростные почитатели. А Высоцкому жить в народе века!
    Про “Ваше послевкусие”. Народная мудрость говорит – у каждого есть свой вкус! А посему, я нисколько не расстроился, что оно Вам не понравилось. Могу сказать, что ВСЕ мои стихи после написания расходятся по соц.сетям. Это можно легко проверить. Значит, Людям нравится.
    Благодарю Вас за честность!
    С уважением И.Шептухин

  10. г.Чертенкову

    “Что страсти?- ВЕДЬ рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка…”
    “И скучно и грустно”М.Ю.Лермонтов – это навскидку, по памяти. Если желаете, могу ещё привести, и не один десяток. А может из Высоцкого, Есенина, Симонова, Дениса Давыдова, , Туроверова, Гудзенко? Это мои любимые поэты. С творчеством других поэтов не знаком, так же хорошо. Но уверен, если и у них посрести по сусекам, то тоже найдётся. Теперь о неверии. Вы знаете, мне от Вашего неверия – ни холодно, ни жарко! Простите, что отвечаю так мягко, могу и прямым текстом по-казачьи. Ежели, конечно, пожелаете.
    Теперь о конкретике. Думаю, любой нормальный человек, учившийся в нормальной советской (почему советской, увидите дальше) школе, знает про Лермонтова, что он был ещё и писатель, и неплохой художник-акварелист. За последнее слова, извинюсь, может, его нет художественном искусстве. В нём, признаюсь, не силён, и могу лишь отличить картину Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” от “Чёрного квадрата” Малевича. Так вот.Тематика конкурса была “Пленник Кавказа”. На Кавказе Лермонтов в первую очередь ВОЕВАЛ, а во вторую – писал стихи, прозу и акварели. Мой стих, именно, о том: о Лермонтове – ВОИНЕ. Воины могут быть разные – воины и ВОИНЫ! Лермонтов был ВОИНОМ! Я абсолютно, хоть это и один из моих любимых поэтов, не стараюсь его превознести в этом плане. Просто, констатирую факт. Я казак, никогда не юлю, и говорю всегда правду. При всём при том, что Лермонтов был гениальным поэтом, прозаиком, неплохим художником, Воином, характер у него был очень тяжёлый. Может, для вас (вас с маленькой, потому, что здесь обращаюсь ко всем авторам) это покажется кощунственным, но я всегда в их дуэли был на стороне Мартынова. Мартынов поступил по законам офицерской чести и по адатам (для бывшего трамвайного кондуктора – законам) Кавказа. Отступление закончил.
    Поскольку человек прямой, решил провести у себя в городе эксперимент. Я вышел на свою улицу, а она у нас центральная (да, уточняю, это не русская глубинка, а Подмосковье, в городе живёт около 400тыс. человек) и попытался провести опрос. Вопросов было два. Говорит ли что-нибудь вам фамилия Лермонтов? Если, да, то кто это? Докладываю результаты опроса.
    Пыткам были подвержены 19 человек. Почему 19? Для себя решил, опрошу 30. Но 11 человек либо послали меня очень далеко, либо шарахнулись от меня, как чёрт от ладана. Итак – 3 человека не знают ВООБЩЕ, кто такой Лермонтов. Это представители нынешней молодёжи. И от этого стало очень грустно. Видны результаты нынешнего образования. 15 человек посмотрели на меня, как на полного идиота, и ответили (примерно одинаково) Конечно, это великий русский ПОЭТ. Абсолютно не сомневаюсь, что эти люди знают Лермонтова ещё, и как прозаика, и художника. В слово ПОЭТ ими было вложено все эти таланты Лермонтова. И лишь один оказался самым умным (шучу) и ответил – поэт и далее по списку
    Ежели не верите, проведите у себя такой же опрос, мне бы было очень интересно узнать, а как у Вас обстоит с этим.
    И ещё. Был бы Вам очень признателен, если бы Вы написали о Лермонтове не как о поэте, прозаике (писателе) и далее по списку, а о Лермонтове Воине.
    За сим разрешите откланяться,
    Честь имею.

  11. Игорь, приветствую!
    Я всегда считал, считаю и, надеюсь, и дальше буду так считать… что последнее слово за авторм. Только он один может дать настоящую оценку своему творению.

    Читатель (не важно он просто читатель, или член жюри, как в данном случае, имеет право на своё мнение. Я высказывал свою точку зрения, ещё раз повторяю,оно может быть и ошибочным, но меня никто не лишал права высказывать свою точку зрения, пусть даже и ошибочную … Как, впрочем, и Вас.
    И, всё-таки – это был литературный конкурс, а не конкурс Воинской Славы.
    И ещё, Лермонтов один из моих любимейших писателей (не поэтов, заметьте, и его “Герой нашего времени” непревзойдённое, на мой взгляд” произведения… А какой он воин – я не знаю…
    А Вам – удачи!
    Анатолий Чертенков

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.