Большое интервью. Ирина Пахомова Викторова. Просто жить.

Ирина Пахомова Викторова, поэт, писатель, Лауреат Международного Фонда “ВС -молодым”, Магистр Фонда, г. Москва.

https://www.stihi.ru/avtor/7986892

https://www.stihi.ru/avtor/vikhomchik

Ирина Пахомова – поэт. Слово поэтесса какое-то пренебрежительное,а мир поэзии этой  талантливой, умной и красивой женщины, где есть радости и печали, никогда не бывает равнодушным. Поэтесса – слово женское, а души, ангелы, чувства, страдания  – пола не имеют.

Вопрос  :Вы коренная москвичка? Какие детские воспоминания связаны с Вашим городом?

Ответ: Родилась я в замечательном городе Харькове, но считаю себя коренной москвичкой, поскольку мой отец в год моего рождения учился в харьковской военно-инженерной академии. Чуть позже семья вернулась в Москву, детство мое прошло сначала в старых Филях, затем в новом районе на Юго-Западе Москвы.

Район Фили и Москва-река.

Вопрос: Какое место в городе для Вас особенное? Что в Москве Вы посоветовали бы мне посетить?

Ответ: Отвечу цитатой из стихотворения Орлуши (Андрея Орлова):

Во дворах возле площади Маяковского
Не найдёшь по ночам ничего московского –
Ни витрин пошлосветных, ни шуток плоских,
Через лужи мостками – простые доски.

Таких мест в Москве все меньше, город прилизывают, вычищают, перестраивают, но делают все это варварски, потому что управляют Москвой люди, которые город не знают и не любят. А чтобы почувствовать город, я бы посоветовала просто бродить по улицам, забредать в переулочки, дворы, садики, скверики. А музеи, усадьбы – они сейчас есть везде, – мне кажется, это вторично.

Москва моего детства стала для меня совершенно особенным явлением. Я даже собирала фотографии улиц и дворов Москвы 70-80 годов, а сейчас изредка бываю на форуме, посвященном старым Филям.

Ворота Детского парка Киевского района. 1960- 1969 гг.

Московская баллада

Он в городе, что стал дешёвым китчем,
Любил смотреть на девушек-москвичек.
А вот одна в слезах, наверно, брошенка
По улице идёт, вниз по Остоженке
.
Ей белый шарф, как и зима, – к лицу,
Спешит она к Бульварному кольцу
И там, где продуктовый на ремонте,
Догнал её: «Гражданочка, постойте,

Позвольте, я представлюсь-поздороваюсь.
Глаза у Вас, как небо, бирюзовые.
И, кстати, есть билетик на концерт,
Куда – я не припомню, в общем, в центр».

А девушка вздохнет и улыбнётся,
Как будто из-за тучи выйдет солнце.
Московская зима, а день лазоревый,
Знакомился, не значит опозорен был.

Она сказала: «Извините, нет».
И выброшен был купленный билет.

Москва мечты, несбывшихся желаний.
Обложены сердца любовной данью.

Шаг сделать во дворы, как в омут прошлого,
Я здесь любил, я был людской горошиной.
И счастьем вдруг закружит, как в метель,
Москва моих надежд, моих потерь.

Вопрос: .Расскажите о своей семье. Кто-нибудь из родных занимался или занимается творчеством?

Ответ: В семье, в основном, математики, я – единственный гуманитарий, и таковым была всегда. Любовь к поэзии мне привил отец, человек уникальной эрудиции, хорошо образованный. Праздничное застолье всегда сопровождалось чтением стихов Пушкина, Есенина, Василия Фёдорова. Как вы понимаете, заучивание стихов позволило мне хорошо закончить школу и поступить в гуманитарный институт с огромным конкурсом. Тогда же, в юности, я сделала первые поэтические шаги, но сейчас читать эти тетрадки без смеха сквозь слёзы не могу.

Вопрос: Бродский утверждал, что поэзии нельзя научиться. Это дано или не дано. Вы согласны с этим утверждением?

Ответ: Поэзии нельзя научиться, но можно научиться поэтическому мастерству. Скажу больше, у меня возникает чувство негодования, когда я вижу, что талантливый поэт совершенно не желает вникать в стихосложение, да еще и гордится своим невежеством, провозглашая принцип «пишу, как хочу».

.Вопрос: .Как Вы относитесь к концепции «искусство ради искусства»?.

Ответ: Если имеется в виду автономность искусства, то крайне отрицательно. Сделай поэзией жизнь лучше, скажи то, ради чего ты пришел в этот мир, – вот принцип, которого я придерживаюсь.

Другое дело, что иногда приходится помнить, что привлечь внимание специалиста, поэта высокого уровня или искушённого читателя невозможно без поэтической изысканности.

Вопрос: Вы заставляете себя писать? Имеете ли вы творческий график?

Ответ: Длительные перерывы сказываются на качестве любого вида деятельности. Для поэта недельный простой – драма, месяц – трагедия. Моё мышление систематизирует творческая «привязанность» к некоторым площадкам. Заявленная тема поэтического конкурса даёт импульс, и процесс начинается. Очень советую всем скептикам следовать моему примеру.

Кстати, моя учительница литературы всегда говорила, что поэтом может называть себя только тот, кто в состоянии написать на заданную тему.

Вопрос: Какой Вы видите женщину в современном мире?

Ответ: Женщину, как и мужчину, я вижу прежде всего личностью с активной гражданской и жизненной позициями.

Вопрос: Если бы Голливуд снимал фильм о вашей жизни, кого бы вы хотели видеть в главной роли? Кого из актеров театра и кино Вы бы выделили сегодня?

Ответ: Голливуд создает кинематографический продукт штампами – это не для меня. Частенько, даже если мне нравится актер, я вижу навязанные ему клише.

Если честно, с медийными лицами у меня не очень… Ибо не сотвори себе кумира. Актеры театра и кино с их талантом, неудачными и удачными работами – только проводники чьих-то идей. Вот режиссер – это да, это персона, о которой стоит поговорить. Бесконечно люблю и скучаю по Гайдаю и Рязанову.

Леонид Гайдай – легендарный кинорежиссер 

Часто пересматриваю работы Дэвида Линча. Космическая Вселенная Джорджа Лукаса в свое время просто потрясла меня. Вот пример для подражания: не брать за основу затертые исторические фрагменты, а создать свою империю с героями, борьбой за свободу, любовью, дружбой

Вопрос: О чём говорилось бы в заголовке новости, касающейся вас и вашей жизни?

Ответ: «Виноградную косточку в тёплую землю…» (С)

Вопрос: Ваши музыкальные предпочтения.

Ответ: У меня нет предпочтений, талантливое исполнение всегда готова слушать в независимости от жанра и направления.

Николай Носков. Снег.

Вопрос: Должен ли поэт следовать в жизни принципам, которые он исповедует в своем творчестве?

Ответ: Да, если это действительно принципы, иначе и быть не может.

Вопрос: Ваше отношение к религии и к РПЦ.

Ответ: К РПЦ крайне негативное, религия, по моему разумению, – дело личное. Даже интимное, поэтому и выражение «оскорбление чувств верующих» мне не понятно. Если я что-то чувствую, как это можно оскорбить?

Вопрос: Что вы скажете о пагубном пристрастии многих великих поэтов и писателей к алкоголю?

Ответ: Могу понять и не осудить, хотя считаю, что все хорошо в меру.

Вопрос: Что вдохновило Вас на занятие творчеством? Помните ли Вы свое первое стихотворение?

Ответ: Первое стихотворение, написанное лет в 13-14 было очень хорошим, я и сейчас им горжусь, но последующий опыт не подтвердил удачный старт.

Что заставляет заниматься творчеством – загадка Вселенной. И иногда при написании стихов чувствуешь вмешательство этой Вселенной, – любой поэт подтвердит мои слова.

Вопрос: Три любимых поэта из ушедших.

Ответ: Пушкин, Бродский, Борис Рыжий, Цветаева, Гумилев, Окуджава.

Вопрос: Три любимых поэта из ныне живущих.

Ответ: Евгений Петрович Чепурных. Один. Мне повезло: я не только могу иногда писать ему, но и храню его книгу с автографом.

Чепурных Евгений Петрович, самарский поэт,лауреат литературной премии имени Ивана Дмитриева, автор книг “Маятник”,”Перелетное счастье”, “Новые стихи”, “Картонное копье”, “На расстоянии руки”, “След на траве”, Свет из окна”,”Письма”.

Вопрос: Как можно наказывать детей и за что?

Ответ: Моей дочери в её детстве доставалось от меня за вранье. Остальные детские «грехи» для меня не очень проблемные.

Вопрос: Есть ли в наших детях нечто такое, чего нет у нас?

Ответ: Безусловно. Нынешнее поколение не закрепощено, свободолюбиво, информационно напитано. Правда, мы их не научили систематизировать накопленную информацию, но придет время, и они создадут новое общество.

Вопрос: Каким Вам видится будущее интернета?

Ответ: Свободным.

Вопрос: Разделяете ли Вы мнение о наступлении на планете новой эпохи Информационного мира, более честного, открытого и справедливого, чем реальный существующий мир?

Ответ: Разделяю, и меня это беспокоит. Информационный мир отличается от реального мира своей «прилизанностью», отстраненностью, в нем все самое страшное вдруг становится не таким уж опасным. Сидя за компьютером, читая об ужасах войны, мы пьем кофе и жуем бутерброд.

Вопрос: Как Вы находите темы для своих стихов? Какой жанр поэзии Вы цените больше всего?

Ответ: Как правило, я не пишу о случившемся со мной. Темы стихов – то, что происходит вокруг, то, что слышу, вижу, ощущаю в воздухе.

Любимый жанр – гражданская лирика, хорошая, честная, талантливая.А сердце навечно отдано японской поэтической миниатюре.

Следы по снегу. Хайку

***

следы по снегу
от старого сарая
прожитый  день***
=======

сквозь зимний лес
пробирается солнце
проталинки***
========

дымок над домом
среди голых деревьев
зимняя банька***
=======

закатное солнце
над старой часовенкой
благословение***
=======

блестки инея
на голых ветках деревьев
борода деда
=======

Вопрос: Какими, на Ваш взгляд, видят нас насекомые?

Ответ: Они видят нас надоедливыми мухами…

Вопрос: Какое стихотворение Вы бы рекомендовали для прочтения инопланетянам в качестве знакомства с землянами?

Ответ: Бродский Иосиф. Натюрморт (фрагмент)

Мать говорит Христу:
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?

Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть мертв или жив?

Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.

Вопрос: На ваш взгляд, есть ли у России шанс когда-нибудь стать демократической страной?

Ответ: В моём окружении много людей, которые с гордостью заявляют, что не интересуются политикой. А какая демократия при таком пассивном отношении к реальности?

Вопрос: Если бы вы могли поужинать вместе с любым знаменитым историческим деятелем, кто бы это мог быть и почему?

Ответ: Я бы поужинала с Борисом Немцовым. Когда-то мне предложили с ним познакомиться, но я отказалась. А ведь можно было просто подойти и пожать руку смелому человеку, Гражданину.

Пятая колонна

Я – «пятая колонна» в мире тех,
Кто на века пришёл народом  править,
Кто ради славы, денег и утех
Решил в стране свободу обезглавить.

Кто, в жизни раз пленившись красотой
Чужого края, отобрал у брата
Клочок земли меж солнцем и водой,
Отправив в бой российского солдата.

Кто стариков оставил без еды,
Набив мошну и прирастив  владения,
Кто не простит нужде её беды,
Но сам себе – любые  преступления.

Кто ради мира бьёт по городам,
Крылатые ракеты запуская.
Я – «пятая колонна» навсегда.
А Вы в строю или, как прежде, с краю?

Вопрос: Ваш любимый овощ, фрукт, блюдо.

Ответ: О, это в точку. У меня есть список продуктов, которые я возьму с собой на необитаемый остров. Вообще-то я почти вегетарианец. Но рыбу ем, к сожалению. Мясо и птицу не ем более четырнадцати лет.

Вопрос: Если бы Вы были персонажем сказки, то какой бы это был персонаж?

Ответ: Маленький принц.

Герой повести-сказки А.Сэнт-Экзюпери

Вопрос:  Маленький принц близок Вам детской непосредственностью, особым видением мира, вещей или любовью к рассветам и закатам?

Ответ: Да просто близок, наверное, своей щемящей тоской.

 

Вопрос: Если бы вы были салатом, какая бы в нём была приправа или соус? Почему?

Ответ: Оливковое масло, лимонный сок, острый перчик. Кстати, на подоконниках зимой у меня растёт красный острый перчик.

Вопрос: У Вас есть домашние животные?

Ответ: Кошка и собака. И были кошка и собака.

Кошка в кафе

В кафе придорожном  кошка бесстыжая,
Позавтракав сладко моей форелью,
Вымыла лапки и мордочку рыжую,
Уселась меня караулить под дверью.

Мы друг для друга большая находка:
Она не любит пиццу и пиво,
И кельнеры с их гренадерской походкой
Душе материнской  ее не милы.

А мне так нужно чуть-чуть внимания,
Ну просто так, лишь для порядка…
Вот и стали моей компанией
Кошка рыжая и котята

.Ну что компаньоны пушистые,
Затеем пирушку сразу мы?
Рыженькой – рыбу, а сосиски
Маленьким братьям по разуму.

И этот пир, возможно, прощальный.
О том, что будет, думать не стоит…
Осень худенькая, печальная
Уже садится рядом за столик.

Вопрос: Ваши прозаические миниатюры произвели на меня сильное впечатление.Сюжеты и темы у Вас рождаются вдруг или Вы их упорно “надумываете”?

Ответ: Виктор, спасибо, что читаете и прозу. Писать прозаические миниатюры – такая же необходимость для меня, как и стихи. В основе каждой “мини” – мысль, идея. Но называть ее – не называю. Читатель должен сам догадаться, понять, принять, может быть, развить для себя. Придумываю я только детали, а сюжет беру из жизни. Даже самые невероятные истории стоят на жизненных китах и черепашках.

Вопрос: .В небольшом произведении “Пятеро в лифте” удивительное послевкусие – как будто кусок сладкого торта смешали с горчицей, а чем запить – предоставлено выбирать самому читателю.

Ответ: Спасибо. Это притча. Немногословный рассказ о том, как мы выживаем в этом мире.

Пятеро в лифте

В лифте нас было пятеро. Когда что-то пошло не так, один, самого крупного телосложения,  встал к дверям и раскрыл над остальными купол серого зонтика:
– Что значит для нас с вами, возлюбленные други мои, Вознесение Господне? Господь вознесся на небо для того…
Второй подстелил соломку.
Третий возвестил:
– Молитесь, и будете услышаны.
Четвертый молчал, ибо не судите…
Пятой была я, которая понимала, что падение в бездну с высоты тридцатиэтажного дома никак не связано ни с религией, ни с философией. Я села на пол, потом легла, закрыв голову руками. Чтобы поместиться, пришлось свернуться калачиком. Прожитая жизнь не проносилась перед глазами, страха и мыслей не было, внутренний холод сковал желудок и печень и постепенно подбирался к горлу.
Пролетев вниз с десяток этажей, лифт остановился. Наступило безвременье. Потом двери открылись, и два пьяненьких техника с удивлением заглянули в кабинку. Я  продолжала лежать на полу лифта, когда четверо моих попутчиков начали выходить один за другим. Никто из них не протянул мне руку, чтобы помочь подняться. Да это и не требовалось, потому что взгляд мой застыл на их спинах. Все четыре спины были в крови; и крылья переломаны и неестественно скошены.
– Чего лежим-то? Ушиблись? – спросил высокий техник. А маленький выдохнул недельным перегаром:
– Да, нет. Вон, ни одной царапины.
Я неловко подняла с пола тело, ставшее вдруг неизящным и больным. Отряхнула о колени белые холодные ладони и спросила:
– А где четверо, те, что со мной?
– Да вы одна в лифт на ремонте залезли. Думать же надо. Может, врачей?
– Нет, уже нет, не надо. Я шла по плиточным квадратикам, медленно, от  одной еле заметной капельки крови к другой и думала: «Теперь всё, теперь уже не надо…»

Вопрос: .Стихи и проза. Что сложнее писать?

Ответ: Идея прозаического произведения складывается в голове четко и, как говорят сейчас, однозначно. В стихах иногда удачная рифма выносит совсем в другое поле размышлений. В стихах невозможно лгать и юлить. В прозе можно слукавить, но автор сам такой рассказ любить не будет. И то, и другое я умею писать по заданной теме, но решение этой темы ищу внутри собственной души. Творчество есть творчество: трудно все. Но интересно.

Вопрос: Ваш рецепт счастья.

Ответ: Просто жить.

 

 

10 комментариев

  1. Очень про кошку понравилось, Пусть рыжая, пусть – бесстыжая , но до чего же, чертовка, милая…

    Дерзайте, Ирина!!!
    УДАЧИ!!!
    Анатолий Чертенков

    1. Спасибо, Анатолий. Признательна. Кошка из небольшого болгарского городка, я обязательно передам ей Ваши комплименты:))

      Огромное спасибо автору блога за публикацию интервью.

  2. Здравствуйте, Ирина. Приятно узнать Вас ближе, за рамками общения в конкурсах или рецензиях.
    Вопрос к Вам как судье ВСМ, конкурсной площадки, традиции судейства на которой вызывают особое доверие к итогам конкурсов:
    Как считаете, знание об авторе, о его жизненной позиции и его личных качествах мешают при оценке стихов?
    Сразу за этим по той же теме:
    Мнение авторитетных коллег по судейству могут значительно изменить Ваше мнение о каком-то стихотворении или Вы цените свой независимый взгляд на конкурсные стихи?
    Буду очень благодарен за ответы.
    С уважением, Евгений.

  3. Здравствуйте, Евгений. Спасибо за отзыв. Если честно, я больше участник конкурсов, чем судья, но кое-какой судейский опыт имеется, поэтому отвечаю на Ваши вопросы.
    Лично мне интересней судить стихотворение безымянное. Это связано с тем, что на сайте так или иначе сталкиваешься с авторами, к кому-то питаешь искреннюю симпатию, кого-то недолюбливаешь, – в общении это совершенно нормально. Плохо, если судья не может совладать со своими эмоциями. Чтобы не было искушения, лучше ничего не знать: ни имени, ни остальных работ автора.
    Во время судейства нет контактов между судьями, это просто запрещено. Исключением является одна площадка на сайте стихи. ру, где назначенные редакторы совещаются и голосованием выбирают стихи для лонга. Но туда меня еще не приглашали. Это был ответ на второй вопрос.
    А вообще надо помнить, что если мы хотим только результат, то это – бег, прыжки, хоккей, футбол, шахматы. А стихи – материя тонкая, и у каждого свое чувство прекрасного.
    Спасибо Вам за вопросы и внимание.

  4. Спасибо, Ирина.
    Я тоже во время судейства стараюсь абстрагироваться от авторства, чтобы оценить только представленное стихотворение.
    Прекрасную систему судейства на ВСМ выстроила Алкора, но сама несколько раз срывалась на свою бригаду судей, когда была не довольна результатом судейства. Для меня это был первый “шок”. Потом, уже на других площадках, я несколько раз сталкивался с попыткой склонить меня к изменению результатов. Как правило не иду на это. Исключение может быть только в случае моей ошибки.
    Так что… приятно общаться с честным человеком.

  5. Я очень благодарна Алле (Алкоре) за её подвижническую деятельность, но последние годы не участвую в её проектах: я столкнулась с тем, что ведущая не только выговаривает судьям, но и позволяет резкие комментарии в адрес участников, забывая, что ее личное представление о творчестве – это только личное её, и никак не обязывает авторов “стоять по стойке смирно”.
    А вообще для честного судейства необходимы четко прописанные критерии, чтобы и судья, и автор могли опираться в своей деятельности на твёрдую почву.
    Спасибо, Евгений, что подняли тему судейства. В этом творческом болоте увяз не один проект на сайте.

  6. Здравствуйте!
    Как сказал господин Воланд в известном романе: «Меня заинтересовала тема вашей научной беседы». Пусть не дословно, но где-то около…
    В силу обстоятельств мне приходится заниматься этим, мягко выражаясь, совсем неблагодарным (а скорее –наоборот) делом.
    По-моему, выход только один: (но это моё мнение, и я его не навязываю)
    Надо не бояться высказывать свою точку зрения и смело ставить оценку по своему внутреннему убеждению.
    Однако, уметь находить в себе силы уважать мнение других членов судейской команды… и никогда не оспаривать её.

    А дальше сплошная арифметика… + – +-+ – + + = 5, или 1, не важно…
    Иначе, скандалы…
    нервы…
    В результате, побеждает не объективность, а ораторское искусство…
    Ну где-то так.
    Приятно было вступить с вами в дискуссию…
    Удачи!

  7. Здравствуйте, Анатолий. Спасибо за мнение. У меня, признаюсь, нет опыта коллегиального принятия решения по конкурсу. Только личное мнение и личная оценка. Обиды – да, были, некоторые авторы очень злопамятны… Был случай, когда автор с претензиями пришел через два года после конкурса, доказывая, что он гениален, а я не разглядела. Но гениальным людям – я это всегда повторяю – не надо ходить на конкурсы, надо сидеть в тиши кабинета и творить нетленки, а мы будем восхищаться. Если же человек попросил оценить его творение, он должен быть готов к серьезному разговору.
    Сейчас на сайте стихи.ру в моде конкурсы без критики. Вот тоже тема для размышления. Получить только баллы, причем, низкие, – всегда обидно. Мне кажется, пару слов, но сказать всегда надо: нарушение ритма, отсутствие рифм в некоторых строках, глагольные рифмы и т.д. Может быть, что-то по стилистике, по раскрытию темы. .. Иными словами, я – за разговор на конкурсе.

  8. Честно скажу, если бы меня с юных лет “не били”, – ни одной хорошей строчки я бы не написал…
    И сейчас, иногда специально подставляю голову “под топор”…
    Потому как, ой как хочется!!! ещё что-то хорошее успеть сделать…
    Всем удачи!

  9. Согласен, Ирина. На все сто согласен.
    В последнее время сужу на другом портале в бригаде, где есть этап общения судей друг с другом. Пару раз сталкивался с попытками подтасовать результаты, никогда не иду на такие сговоры. Исключением может быть моя ошибка, когда мне на неё укажут или сам найду.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.