Секционная стихокамера. Выпуск №2. Вопросы к морю.

Секционная Стихокамера.

Скажи, дорогой читатель, в праве мы критиковать, вписанные в гранит истории строчки классиков поэзии? Я подозреваю, что некоторые скажут: ” Нет! Это же классик! Попробуйте сами написать подобное!”. Другие, которых в силу традиционности отношения к данному вопросу будет, наверное, намного меньше, скажут: “Классики тоже ошибались! Почему бы не разобрать  не совсем удачное по форме и содержанию стихотворение классика?!”.

 Каждый поэт, каким бы великим он ни был, имеет в своем активе великие, хорошие, средние и дежурные стихи, которые написаны скорее всего в отсутствие вдохновения.  У настоящего поэта всегда есть необходимость писать. Часто черновики, к которым автор не вернулся по разным причинам и не отредактировал,  стихи, написанные на заказ, под общественным и политическим давлением, просто неудачные,  после смерти классика стали по инерции считаться  гениальными. Новая рубрика “Секционная стихокамера” позволит взглянуть на некоторые произведения известных поэтов с реалистической точки зрения практикующего хирурга, без  послесмертной косметики  литературных танатокосметологов.

“Секционная стихокамера” представляет стихотворение  русского советского поэта, переводчика, члена Союза писателей СССР Николая Алексеевича Заболоцкого ( 7.05.1903 – 14. 10. 1958) “Вопросы к морю”, написанное им в 1930 году.

Хочу у моря я спросить,
Для чего оно кипит?
Пук травы зачем висит,
Между волн его сокрыт?
Это множество воды
Очень дух смущает мой.
Лучше б выросли сады
Там, где слышен моря вой.
Лучше б тут стояли хаты
И полезные растенья,
Звери бегали рогаты
Для крестьян увеселенья.
Лучше бы руду копать
Там, где моря видим гладь,
Сани делать, башни строить,
Волка пулей беспокоить,
Разводить медикаменты,
Кукурузу молотить,
Деве розовые ленты
В виде опыта дарить.
В хороводе бы скакать,
Змея под вечер пускать
И дневные впечатленья
В свою книжечку писать.

Остап Лаврентьевич Прутков -Крастовоздвиженский,бродячий поэт и критик . Бывший трамвайный кондуктор. Член ВЛКСМ с  1974 года. Финалист фестиваля скоростного художественного чтения “Быстрая муза” в Торжке. Честный, добрый и суровый романтик. Без определенного места жительства:

Здравствуйте, дорогие мои стихотворцы и стихолюбы!
Тут мне случайно попалось стихотворение Николая Заболоцкого, человека, безусловно, талантливого, с нелёгкой судьбой; автора огромного количества стихов, которые вызывают уважение.
В то же время, я, как человек пытливый (Homo Gastritis Jazviliti), всегда могу найти прыщ на заднице гения, особенно, когда он там есть. Дело в том, что у каждого, даже самого талантливого поэта, есть стихи слабые; при этом, чем менее техничен поэт, тем чаще встречаются какие-нибудь ляпы в его произведениях.
Друзья, это я так поднимаю вашу самооценку – если нашёлся критикан на вашу голову, значит вы не так безнадёжны, значит есть в вашем творчестве что-то, отчего он стал искать объект для критики. Поверьте, критиковать бесталанного графомана намного труднее и бесполезнее, чем вменяемого автора, написавшего не особенно удачное произведение.
Не смотря на то, что Заболоцкому моя критика – что тявканье Моськи слону, хочу потешить своё самолюбие и побаловать вас, мои дорогие талантливые друзья, тем, что и на солнцах есть пятна… да ещё какие.
Начну, пожалуй.
ВОПРОСЫ К МОРЮ
(08) Хочу у моря я спросить,
(07) Для чего оно кипит?
(07) Пук травы зачем висит,
(07) Между волн его сокрыт?
(07) Это множество воды
(07) Очень дух смущает мой.
(07) Лучше б выросли сады
(07) Там, где слышен моря вой.
(08) Лучше б тут стояли хаты
(08) И полезные растенья,
(08) Звери бегали рогаты
(08) Для крестьян увеселенья.
(07) Лучше бы руду копать
(07) Там, где моря видам гладь,
(08) Сани делать, башни строить,
(08) Волка пулей- беспокоить,
(08) Разводить медикаменты,
(07) Кукурузу молотить,
(08) Деве розовые ленты
(07) В виде опыта дарить.
(07) В хороводе бы скакать,
(07) Змея под вечер пускать
(08) И дневные впечатленья
(07) В свою книжечку писать.
Начну с подсчёта слогов, для наглядности, и общего впечатления.
Хорошо, что разброс размера строк невелик и, в основном, укладывается в стихотворный размер, поэтому об него не спотыкаешься… в основном…
Но, всё по порядку.
Бросается в глаза обилие «лишних» слов (взял слово «лишних» в кавычки, так как далеко не везде они лишние по смыслу). Дело в том, что стихи, лично для меня, являются литературным повествованием, где есть минимум слов и максимум содержания – этакий сублимат. Если кто-то держал в руке сублимированное мясо, то помнит его лёгкость и воздушность. При этом питательная ценность такого мяса почти не уступает обычному куску парной говядины, правда, весит, примерно, в пять раз меньше. Вот, так же и со стихами – чем меньше в них «воды», тем они ценнее на единицу веса.
Тут, наверное, стоит сказать, что я тоже, если можно так выразиться, пописываю. Не скрою, рационален с детства (то есть, ленив), оттого всегда ленился писать пространно, а мои школьные сочинения были настолько краткими, что учителей, видимо, охватывало негодование от такой наглости, поэтому в ёмкость сути им уже вникать не хотелось. Иногда я пытался напомнить им цитату из великого Антона Павловича о просторномыслии, но взаимопонимания находил редко; а поскольку Чехов для меня был большим авторитетом, чем
школьная училка по литературе, особой ценностью произведений я продолжаю считать «сестру таланта» и почти не пишу прозы.
Но, вернёмся к стихам Николая Алексеевича.
Обилие местоимений позволяет мне, опять же в качестве примера, провести эксперимент. Убираю большинство местоимений и некоторого прочего, что представляется мне мусором, а так же внесу мелкие правки, которые, по-моему, лежат на поверхности:
Хочу у моря спросить,
Для чего кипит?
Пук травы зачем висит,
Между волн сокрыт?
множество воды
Очень дух смущает.
Лучше б выросли сады
, где слышен моря вой.
Лучше б тут стояли хаты
И полезные растенья,
Звери бегали рогаты
Для крестьян увеселенья.
Лучше бы руду копать
, где моря видам гладь,
Сани делать, башни строить,
Волка пулей- беспокоить,
Разводить медикаменты,
Кукурузу молотить,
Деве розовые ленты
В виде опыта дарить.
В хороводе скакать,
Змея под вечер пускать
И дневные впечатленья
В книжечку писать.
Мне кажется от смысла не убыло, а это значит, что вместо удалённого мусора можно было ещё мыслей повставлять, от этого стихотворение, возможно, только выиграло бы.
Теперь, чтобы не растекаться по древу, я сделаю замечания к каждой из строк, где такие замечания есть.
Хочу у моря я спросить,…. «я» стоит только для ритма, что говорит о недоработанности произведения
Для чего оно кипит?….. «оно», как и в предыдущей строке
Пук травы зачем висит,….. «пук» – во-первых, в этом слове достаточно двусмысленности, над которой даже иронизировать не приходится, оно само себе пародия, во-вторых, если рассматривать «пук травы» без иронии, то совершенно не понятно, откуда он взялся «Между волн его сокрыт». Хотя… если включить воображение с сарказмом, привидится такое, что просто пук покажется детской шалостью
Между волн его сокрыт?…. «его» – опять мусор
Это множество воды …… тут так и хочется спросить, почему только «это»?
Очень дух смущает мой. …. Видимо, только «мой» (автора) дух смущается «этого множества воды», так как он мыться не любит; в то время как меня (критика) смущает обилие воды в стихах
Лучше б выросли сады
Там, где слышен моря вой. …… крайне спорный посыл, хотя… в Израиле на месте Мёртвого моря есть сады… соляные в том числе… и столбы, в которые  были превращены сами знаете кто, сами знаете за что
Лучше б тут стояли хаты …… знаете, «хаты» там (возле уреза воды на 430 м (09.2015) ниже уровня мирового океана, падает со скоростью, примерно, 1 м в год) тоже стоят
И полезные растенья,……. с растениями там похуже, конечно; да что я всё про Мёртвое море! Николай Алексеевич, возможно, имел в виду город сад
Звери бегали рогаты …… или зоосад
Для крестьян увеселенья. … рифма «растенья-увеселенья», как и словоформы достаточно спорны, хотя данное стихотворение не самый яркий пример таких ляпов, поэтому не стану особенно не этом останавливаться
Лучше бы руду копать …… данная строчка является одной из самых серьёзных, но не особенно заметных, для большинства читателей ошибок
Тут я должен сделать отступление, возможно даже лирическое. Дело в том, что стихи, как и многие другие произведения искусства оцениваются читателями (зрителями) на уровне подсознания, интуиции. Слабые стихи, даже без детализации их слабостей, большинство читателей воспринимает без восторга. В то же время, настоящие шедевры вызывают именно восторг от созерцания такого величия.
Ярким примером такого восприятия являются детские стихи – многие из нас помнят стихи про «Шалтая-Болтая» Маршака. Кто-нибудь помнит стихотворение «Котята» Михалкова? Я его не помню из детства; очень удивило, что оно достаточно востребовано в интернете (но там чего только не востребовано!). Какое-то сюрреалистичное стихо и вполне, на первый взгляд, приятное и беспроигрышное про котят; а вот же – не помню. Думаю, не многие его вспомнят. Во-первых, оно одно из многих «про котят»; во-вторых, стихотворение зарифмовано сплошь однородными рифмами (исключением являются банальные «пять-опять-сказать», на которых ничего восхитительного не построишь). Всё дело в том, что дети в возрасте до пяти лет – это лингвистический компьютер. Они занимаются словостроительством непрерывно, поэтому шедеврам их производства нет числа – «От двух до пяти» сборник таких шедевров с комментариями Корнея Ивановича Чуковского.
Мой вклад в эту книгу.
Недавно моя младшая внучка Алиса, придя из садика, выдала:
– Мама, есть такой город Воронеж!
– Да, молодец, есть.
Немного подумав, не так уверенно:
– А есть такой город Пингвинеж.
Надо ли комментировать огромную и мгновенную работу этого компьютера над словообразованием!
Это я к тому, что дети мгновенно видят фальшь. Их невозможно взять на жалость к котятам или ввергнуть в мимимишность картинкой, им подавай правду и ничего, кроме правды.
Так вот, возвращаюсь к стихотворению Заболоцкого, тем более, подобные строки идут дальше.
Там, где моря видам гладь, …. но сначала эта абракадабра в сочетании с жутчайшей инверсией, которую даже комментировать сложно, настолько она уродлива
Сани делать, башни строить, … это одна из частей безличного предложения, где глаголы стоят в неопределённой форме – достаточно распространённый способ самовыражения в условиях ограниченного запаса технических приёмов стихосложения*
Волка пулей- беспокоить, …. вызывает вопросы как пунктуация (откуда и зачем здесь тире) и из какого материала пуля, которая «беспокоит» волка – слово явно выбрано в угоду глагольной рифме, которая совершенно не делает чести признанному автору.
Разводить медикаменты, ….. эх, сколько открытий чудных можно сделать из одной этой строчки – здесь и наркоманы, и допинг, и недобросовестные производители лекарств и много прочего, чего в 1930 году автор мог и не знать; однако гений должен чувствовать подобные двусмысленности – глубину русского языка не сегодня открыли
Кукурузу молотить, …… Ха! И не только её! И не только в 61 году!
Деве розовые ленты
В виде опыта дарить. ….. а тут уже интереснее! Стихи, это не только эвфемизмы, но и иносказания. О каком опыте речь, и как это – «ленты – в виде опыта»? Вероятно, автор знает много больше, чем говорит(?) или просто языком молотит не утруждая себя мыслями о читателе? Если вспомнить о строке, где «моря видам гладь», пожалуй, второе.
В хороводе бы скакать,
Змея под вечер пускать
И дневные впечатленья
В свою книжечку писать. …… последнее четверостишие настолько слабое по технике, что можно сказать, достойно венчает и без того не самое удачное произведение: однородные глагольные рифмы в трёх строках, незарифмованная строка, сбой ударения в последней строке («свОю») не оставляют данному произведению ни единого шанса стать украшением творчества и менее именитого автора, а для такого поэта как Н.А. Заболоцкий, скорее, может быть только примером крайней неудачи в творчестве.
————————-
*К каждому из замечаний можно добавить фразу «…или лени автора при доработке стихов»
Уважаемые читатели, авторы, приглашаем Вас принять участие в обсуждении, присылайте для разбора любые стихи. Пишите критику сами. Размещайте на блоге свои произведения.
Вы можете заказать Остапу Лаврентьевичу разбор любого произведения.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.