Большое интервью. Георгий Булычев. Любить мир.

Булычев Георгий Гаврилович – поэт,член Российского Союза Писателей, премьер-магистр Фонда ВСМ, участник Грушинских фестивалей КСП в Куйбышеве, доктор физико-математических наук, профессор МИРЭА,преподаватель, занимается вопросами безопасности информационных систем, а также моделированием различных физических процессов на ЭВМ.. Имеет опубликованные научные статьи в журналах «Доклады академии наук», «Информационные технологии», «Известия РАН» и др.

https://www.stihi.ru/avtor/stixibulychev

Вопрос: Вы коренной москвич. Какие детские воспоминания связаны с родными местами?

Ответ: Я родился в Москве, в роддоме имени Грауэрмана, на Арбате. В нашей семье, включая меня было 5 человек: мама – Антонина Францевна, папа- Гавриил Георгиевич, бабушка (мать мамы)-Зинаида Афанасьевна, мой старший брат_Александр Гаврилович и я. Была у нас и собака: жесткошёрстный фокстерьер Ральф. Жили мы в 2 комнатной квартире, на 1 этаже 5 этажного дома на площади Восстания, сразу за высотным зданием.

Панорама старой Москвы с высотки на площади Восстания. Фото 1956 года.

Правда его начали строить, когда я уже пошёл в 1 класс.

Мама, бабушка, брат и Георгий на руках у папы.

Детских воспоминаний масса: как мы с ребятами делали тайнички в земле во дворе и прятали туда разные фантики и однажды, разрывая землю,  я нашёл старинную монету « денга 1753 года», как перекидывались камнями с мальчишками из бараков и мне камнем рассекли бровь (до сих пор хранится отметина), как я катался с ледяной горки, выходящей на Конюшковский переулок и проскочил между колёс легковушки, за что был приведён в милицию с вызовом родителей и последующим наказанием. Как я влюбился в девочку из бараков и, провожая её, был бит мальчишками с её двора и стеснялся в таком виде прийти домой, как за рассудительность и язвительность  в классе получил кличку «Змей Гаврилыч», как учился кататься на «Орлёнке» и брат бегал со мной по двору, держа велосипед,  а я всё время падал.

Фото 1954 г. Георгий Булычев

 

Вопрос: Откуда любовь к стихам? Что Вас вдохновляло в период детского творчества?

Ответ: У нас часто собирались братья отца с жёнами и все с удовольствием пели, в основном старые русские песни. У братьев был отличный слух, по слуху они могли играть на разных инструментах: папа мой играл на мандолине и гитаре, его брат дядя Ваня был настройщиком фортепиано и играл на нем и т.д. Мы, дети, с удовольствием подпевали.

Так что, начальная любовь у меня была не к стихам, а к песням. Она у меня и осталась.

К тем песням, с простым мотивом, которые все могут петь независимо от голоса.  Впоследствии я полюбил бардовскую песню и сам стал писать песни в этом ключе.

Когда я учился в 4 классе наша семья переехала на Юго-Запад, на знаменитую, благодаря Рязанову, улицу Строителей.

Москва. 1-ая улица Строителей. Фото 1958 года.

В 5 классе к нам пришёл новый преподаватель литературы Никольский Леонид Иванович. Он организовал школьный театр ТИМ (Театр имени Молодости), литературный кружок и киностудию. И, чтобы иметь 5 по литературе, надо было принимать в этом участие (так что я приобщился к искусству из корыстных побуждений).  Мы ставили вполне взрослые спектакли, я играл в «Мистерии буфф» (Савооф и от автора), в «Любовь Яровая» (Макса), в «Тень»  Шварца (учёного), в литкружке мы писали стихи и короткие рассказы на заданные и свободные темы.  К там приезжали молодые поэты (теперь они стали иконами: Рождественский, Вознесенский, Евтушенко,  Ахмадулина, Винокуров – он был постарше, из фронтовиков) они читали нам свои стихи, а мы им свои. Обычно бывает так: что получается-то нравится, а что нравится-то получается.

Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко. Фото 1964 года.

Так у меня и получилось со стихами, писалось легко, правда, в основном, в минорном или пародийном ключе. На выпускном вечере староста нашего литкружка Толя Иванушкин прочитал такое посвящение мне «Простите все, кого бывало я эпиграммой задевал. Всю жизнь искал я идеал, а вы, увы, не идеалы. Ну что ж опять уйду в печаль, сомкну измученные вежды, лишь светит тонкий луч надежды на предстоящую медаль».

За школу я получил серебряную  медаль.

Вопрос:  С кем-нибудь из поэтов “оттепели” потом довелось общаться в более зрелом возрасте?

Ответ: На этот вопрос можно ответить и «да» и «нет».

В студенческие годы мы с приятелем часто ездили с магнитофонами «на Горбушку», т.е. в ДК Горбунова на Фили, где проходили песенные вечера клуба «Восток».

ДК Горбунова. Фото 1972 года.

У меня был катушечный «Айдас», у него «Романтик». За сценой было много розеток для магнитофонов, в них мы и втыкались. Слушали тогдашних бардов: Визбора, Акушеву,Туриянского, Крылова,… и приезжих, Клячкина, Городницкого. У меня осталось 60 часов записей на бобинах, и, увы, неисправный магнитофон.

Когда после распределения я работал в ИПУ (институте Проблем Управления) там один из завлабов был брат Окуджавы и Булат у нас часто выступал в непринуждённой обстановке, но я лично только слушал. Поскольку я был аспирантом и искал подработку, мой шеф, хорошо знающий Андрея Тарковского, устроил меня репетитором к его сыну Арсению, я приезжал к Ирме Яковлевне (Рауш) и занимался с Арсением. Иногда туда приезжал Арсений-старший (поэт), но он был неразговорчивым и мы почти не общались.

Мой аспирант выступал с докладом в институте океанологии и в этот же день Городницкий притащил на совет свою книгу «Острова в океане» и раздавал автографы. Так я получил его книгу с автографом  Городницкого

Вопрос: Чего в Вас больше физика или лирика?

Ответ: Как сейчас повальное увлечение компьютерами, так в мою молодость было повальное увлечение транзисторами (транзистор, как и я родился в 1947 году) . Даже девочки нашего класса собирали транзисторные приёмники, причем, лучше ребят, поскольку были весьма терпеливыми и аккуратными. Тогда была школа 11 летка с производственным обучением и наша специализация была радиомонтажник.  Владик Панченко, наш председатель совета дружины, ныне академик вице-президент РАН, агитировал всех на физфак и я туда пошёл, о чём никогда в жизни не пожалел, поскольку физика у меня получалась.

Так что во мне больше физика, чем лирика. За мной некоторые новые направления в физике, чем горжусь.

Правда, поступая на физфак, я никак не мог отделаться от преследования стихоплётства. Оно жутко мешало сосредоточиться на формулах, поэтому я  написал в одном из стихов: «Решил дорогой физики идти, поэзия – помеха на пути».  После первого курса я болел, а вот после второго поехал в свой первый строй отряд, он стал первым в СССР Реставрацион-но Строительным Студенческим Отрядом (РССО) на Соловецкие острова, реставрировать Соловецкий монастырь. Там мы познакомились с реальной историей нашей страны не понаслышке, а воочию. А какой ССО без своей песни? Там я и начал снова писать стихи и песни.

Студенты стройотряда МГУ во дворе Соловецкого монастыря. Фото 1967 года.

Вопрос:  Какими своими научными работами Вы гордитесь?

Моя первая статья (студент 5 курса): К  теории усилителя бегущей волны на отрезке неоднородной линии передачи с отрицательным сопротивлением. И.В. Поляков, Г.Г. Булычев. Изд-во АН СССР ж. Радиотехника и электроника, т. XYI, М., 1971 г.

Эта статья перекрыла работы аспирантов Полякова и, из-за этого он пытался провалить меня на защите и я «сыграл в ящик»(почтовый) с первой формой секретности и без права открытых публикаций. См. http://www.stihi.ru/2015/06/17/8804 и рецензию однокурсника-автора к ней.

Вторая моя рубежная статья (уже кандидат наук) «Построение матричной характеристической формы уравнений динамики анизотропных упруговязкопластических сред. Булычев Г.Г. Известия РАН. Механика твердого тела. №1, М.,   1995 г. Эта статья также закрыла ряд научных направлений и я получил множество высокопоставленных врагов, что и расхлёбывал до своего перехода в преподавание.

Результаты моих почти 30- летних трудов были обобщены в монографиях.  «Моделирование динамики и разрушения деформируемых твердых тел. Модели, методы, алгоритмы, тесты» и «Моделирование динамики и разрушения деформируемых твердых тел. Динамика. Расслоение. Разрушение.»  Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing / Германия, 2013

Пожалуй, эти 2 монографии наиболее значимое из сделанного мной до сих пор, Но есть и новые идеи.

Вопрос: Что Вам известно об истории Вашей семьи?

Ответ: Со стороны отца история семьи Булычевых прослеживается до дедов. Известно, что дед был из мелкого купечества, а бабушка из крестьян, они поженились и купили хороший дом (злые языки говорят, что дед нашёл клад) в деревне Терпилово Мосальского уезда.Бабушка родила 12 сыновей и дочку, дети выжили не все, кто выжил, ушли воевать, кто за красных, кто за белых. Вернулись не все, на моей памяти 6 братьев , включая отца, и сестра.

Дедушка с бабушкой сидели, как кулаки, но недолго (их оправдали)., а отец и братья ходили отмечаться в милицию ,как «дети врагов народа», что не помешало им достичь высоких должностей.

Брат отца, дядя Вася, был академиком, директором Института оснований и подземных сооружений (где проходил предполётную практику луноход).   Отец был зам. директора НИИ Мосстроя, он организовал крупноблочное строительство (помните, над ним так смеялся Рязанов в начале «С лёгким паром») и люди стали переселяться из земляных нор и бараков в «хрущобы»,  проектировал и руководил строительством районов Раменки и Новые Черёмушки.

Со стороны мамы известно следующее: бабушка воспитывалась в семье почтмейстера,

Бабушка с братом. Фото 1894 года.

Её брат был регентом в хоре, дедушку воспитывал дядя (мать умерла при родах, а про отца ничего не известно).

Бабушка Зинаида Афанасьевна. Фото 1907 года.

Поженились они до революции, жили богато, уехали в кругосветный круиз, вернулись, а ничего у них уже нет. Пришлось начинать с нуля.

 

Бабушка, дедушка и мама. Фото 1912 года.

В 20-е годы, чтобы прокормить семью дед записался «в немцы» (немцев тогда любили и он мог пользоваться торгсином), но зимой 1941 его, как немца, в товарном вагоне увезли в Казахстан и бросили  умирать в снегу, а бабушка одна воспитала двоих дочерей.

Дедушка. Фото 1907 года.

Бабушка жила в нашей семье и получала смешную пенсию – 7 рублей. Бабушка была фантастически начитанным человеком и, одновременно с этим, верующей. В школьные годы я пытался «перевоспитать» религиозную бабушку. Я спросил её, кто такой Бог?» и она ответила:  «Бог – это то хорошее, что есть в нашей душе». С её определением Бога я согласен до сих пор.

Вопрос: Кто-нибудь из родных и близких увлекается поэзией?

Ответ: Папа писал рассказы, пьесы, агитки, иногда рифмованные. Он познакомился и дружил с Александром Вертинским, был завзятым театралом.

Александр Николаевич Вертинский( 9.03.1889 – 21.05.1957),  русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Лауреат Сталинской премии 1951 года. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

К сожалению, в начале 90 я по дурости выбросил его работы из-за нехватки места в шкафах. Мама училась в одном классе с Марией Мироновой и часто о ней вспоминала.

Антонина Францевна, мама Георгия. Фото 1931 г.

Мама могла писать стихи и иногда они в ней прорывались. Дома у нас было много книг со стихами.  Моих родителей уже давно нет в живых. Моя жена Анна не только увлекается стихами, но и один из активных авторов стихиры.

Вопрос: Ваша жена пишет под псевдонимом? Что в творчестве Анны Вас больше всего поражает?

Ответ: Да, Анна пишет под псевдонимом. Больше всего поражают 2 вещи: 1) её взгляд на поэзию и её стихи совершенно отличны от моих, 2) как быстро она учится писать хорошие стихи.

Вопрос: Как Ваши близкие относятся к Вашему творчеству и работе?

Ответ: Близких у меня почти не осталось.  Брату, наверное, всё равно – ему 83 года и он в инсульте, его детям и внукам тоже.  Жена радуется моим успехам на стихире и рвётся править мои стихи – она работает верстальщиком в редакции крупного научного журнала.

Вопрос: Ваше представление об идеальной семье.

Ответ: Семья – это СЕМЬ  Я, то есть  2 дедушки, 2 бабушки, муж, жена и ребёнок. Но таких семей практически нет:  дети хотят жить самостоятельно, отдельно от родителей. В советах стариков никто не нуждается и ухаживать за ними дети не очень рвутся.  Я долго жил с мамой, папой и бабушкой (брат рано женился), в семье был лад, и мне это нравилось

Вопрос: Почему Вы выбрали профессию, связанную с физикой и математикой?

Ответ: Я где – то читал не то легенду, не то реальный случай: одноклассник Гёте встретился с их школьным учителем математики и сказал ему, что Гёте стал великим поэтом. Учиталь математики сказал на это: «Да, у него было слишком мало воображения, чтобы стать хорошим математиком». Это ,конечно, шутка. Но и физика, и математика, и поэзия требуют полной отдачи сил, вдохновения.  и не любят конкуренции. Кстати, и среди физфаковцов были и есть неплохие поэты и композиторы: Серёжа Крылов, Валера Канер, Валера Миляев, Серёжа Смирнов, Серёжа Никитин  и, наверняка, ещё множество других.

В стихотворении о выборе профессии я ответил на Ваш вопрос так:

 

На плечи мои заботы легли:

Разыскиваю такие стЕзи я,

Чтобы в работе помочь могли.

Физика, математика и поэзия.

Вопрос: Точные науки помогают процессу создания стихов?

Ответ: Когда как, и смотря в чём. Точные науки учат логическому мышлению и точным формулировкам своих мыслей – это, конечно, помогает в написании стихов. Но это же и ограничивает в смысле выбора образов и «красивостей».  Кроме того, научные занятия требуют высокой самоотдачи. Поэтому стихи не пишутся регулярно и постоянно, а «случаются» время от времени.

  Стихи не пишутся – случаются:
Они в душевной глубине
Какой-то клеткой излучаются,
Чтоб прорасти потом во мне.

Они вначале эфемерные,
Их лепет непонятен мне,
Но, обрастая плотью, нервами,
Они крепчают в глубине.

Вот, наконец, они рождаются,
И этот миг больней всего.
Они птенцами вылупляются
С частицей сердца моего.

Потом, наполнясь ритмом, рифмами,
Они твердеют, как кристалл.
И жизнь становится бессмысленной,
Пока ты их не записал.

Они летят! А сердце мается,
За них волнуясь и любя.
Стихи не пишутся – случаются,
Но в них частички от тебя.

У меня приходят стихи как-то сразу и без мук. Если начать их шлифовать, они будут только хуже. Сегодня я не знаю, что напишется завтра, заготовок нет. Приходят – и я их записываю.

Вопрос: Вы согласны с утверждением о превосходном отличии москвичей от других россиян?

Ответ: Категорически не согласен.

Вопрос:  Отчего же в народной среде утвердился такой стереотип?

Ответ: Раньше москвичам завидовали, считая, что они богаче живут. Это неверно. Но в Москве был какой-то дух уверенности, культурности, хлебосольности. Теперь Москву наводнили приезжие

(т.н. новые москвичи, в основном, азиаты) и культура москвичей, в среднем, резко упала. В моде стали наглые, беспринципные, неграмотные люди. Так что гордиться нам нечем.

Вопрос: Ваш кумир, учитель. Человек у которого Вы многому научились.

Ответ: В «Тени» Шварца, учёного спрашивает дочь трактирщика Аннуциата. «А кто-же такие учёные?» и он отвечает «Учёные это те, кто учится всю жизнь». Я – учёный и я учусь всю жизнь. Может быть поэтому учёные не ограничиваются своей профессией и становятся профи в других областях. Важно иметь открытый ум и доброе сердце. Последнее позволяет попадать «в резонанс» в хорошими людьми и учиться у них. В разное время я учился у разных людей и по разным книгам: мой учитель литературы, академик Образцов, академик Раушенбах (по его книгам). Сейчас учусь писать стихи по книгам о поэзии.

Вопрос:  На Ваш взгляд, роль теории стихосложения в написании стихов?

Ответ: Я очень рад, что столько людей хотят писать стихи. И конечно, элементарная грамотность в стихосложении должна быть. Ей и учат многие площадки на стихире. Однако, на стихире есть и противоположная тенденция – отход от поэтических канонов. снобизм, жаргонизм, всевозможные постмодернистские выверты, беспредельный стеб (даже у судей на конкурсах), оговаривание и оскорбление. Но сеть есть сеть и люди в ней всякие.

Вопрос: Каков по-Вашему уровень стихов на сайте СТИХИ.РУ?

Ответ: А уровень разный, от нуля до бесконечности, на то она и сеть, всё таки почти миллион авторов.  ЗдОрово уже то, что люди хотят писать стихи и их учат этому. Почему-то кажется, что желание писать стихи делает человека лучше. На стихире множество тусовок по интересам, по уровню способностей и т.д. Люди хотят общаться по поводу стихов, а потом просто общаться. Для одиноких, больных, закомплексованных людей это, вообще, огромное благо. Часто виртуальному собеседнику мы доверяем большее, чем родным.

В первый год моего пребывания на стихире я был обижен, что меня, великого, не хвалят.

Потом мне прочистили мозги и я понял, что это сеть по интересам. Тогда я завёл свой круг общения.

Вопрос:  Поддерживают ли администрация и руководители СТИХИ.РУ наше конституционное право на свободу слова?

Ответ: У меня был забавный случай, за стихотворение “Старые знакомые. По мотивам Высоцкого” меня хотели выгнать со стихиры и официально предупредили (порочит честь и достоинство…), а потом вдруг предложили вступить в РСП.

Старые знакомые. По мотивам Высоцкого

Высоцкому В.С.
Уважаемый Владимир Семёнович, сегодня я встретился на Стихи.ру с Вашими персонажами: 
Ваней и Зиной и записал их новый диалог. Г.Б.
Слышь, Вань, была в кино со Светкою,
Она в Инете сайт нашла,
Там все заделались поэтами,-
Поэтов стало до хрена.
Их, говорит, почти мильён!
Зачем ты сыпешь соль в бульон?
Признайся, Вань,
Ты или пьян,
Или влюблён?”
“Достала, Зин, своими шутками,
Смотри, вон, сопли потекут!
На этом сайте Стас с Мишуткою,
Его Стихирою зовут.
Они крутые мужики:
Как засосут – строчат стихи,-
Уж тысяч пять,
Они же, мать,
“Пердовики”.”
“Ну, Стасик – Ленкино творение,
А Мишка – форменный дебил,
А, глянь, за два стихотворения
“Лауреата” получил.”
“Всё просто, мать, у них в жюри
Одни сплошные бухари:
Вагон водяры прикати
И приз бери.”
“Ой, Вань, гляди – стихотворение,
Ты б мог такое написать,
Над ним картинка – заглядение,
А ты одно: всё мать, да мать.
Ты погляди: картинка есть,
Под ней чевой-то строчек шесть,
А к ним рецензиев не счесть,
Вот это – жесть!”
“Так это ж Дашка Стеревяткина,
Конечно, ей на всех нас*ать,
Уж год прошёл, как всем курятником
Они пришли на этот сайт.
А этот вот зелёный краб,
Что затесался между баб,
Вот он стихи писать не слаб,
Он их литраб*.”
“А это кто в короткой маечке,
А рядом дамы, в норках все?”

“А, это – наши номинанточки
И их пастух из РСП.
Они башлюют пару книг,
А он к источнику приник
И пишет каждой напрямик:
Вы – мой родник…

Ты что опять на ящик пялишься?
Ну что такого, сеть как сеть.
Тут за день так накувыркаешься,
Ещё полночи в ней сидеть!
Давай-ка лучше, правда, Зин,
Смотаем нынче в магазин,
Иль стольник дай, пойду пройдусь,
А то напьюсь!”

* литраб – литературный работник, пишущий произведения на заказ
  за вознаграждение.

Также за другое стихотворение  ” Тронная речь Медведя” выгнали с конкурса (сказали, что это пасквиль), но за него  же я попал в избранные к хорошим поэтам.

Тронная речь Медведя

Как голова избранников народа
Сегодня утром выступал Медведь.
Он нам сказал, что купит бочку мёда,
А в остальном придётся потерпеть.
Что Крокодил уехал на Мальдивы,
Где у него готовится приплод,
И льёт оттуда слёзы крокодильи
О том, как плохо здесь живёт народ.
Что наши змеи уползли на север,-
У них сейчас доходы и подъём,
Они в Европе русский газ поселят
А мы, даст Бог, протопимся углём.
Потом он речь повёл о террористах,-
Двух хомяках, лягушке и клопе,
Что против Льва они теракт замыслили
Но их гвардейцы замочили всех.
И, наконец, в послании к народу,
Сказал, что будут сеять лебеду,
И, что введут налог на хлеб и воду,
Но, вероятно, в будущем году.
***
Всю эту речь народ безмолвно слушал,
Хотя внутри себя переживал,
И только “СОС”-“спасите наши души”
В эфир безумный крот передавал.

Так что получается, что в поэзии спокойнее и приятнее, чем в науке.

 

Вопрос: Помните свое первое стихотворение?

Ответ: С первым стихотворением вообще прокол получился. Я написал стиш про какие-то фонарики и кораблики, родители очень удивились, но потом его нашли в какой-то книжке.

Так я стал малолетним плагиатором. А вот второе стихотворение не только помню, но и имею запись. Это поэма на 12 страниц по рассказу «Огненный цветок» (кажется, Геннадия Гора). Это был 4 класс школы и я увлекался фантастикой.  Потом в шутливом стихотвор-ном самообзоре (а ля Багрицкий) я написал:

…Тетради первый лист зажёг

Поэмой «Огненный цветок»,

Врал до 12-ой страницы

«Космические» небылицы.

Нечто похожее на стихи началось в 7-ом классе. Наиболее пристойное из этого творчества вошло в цикл «Из школьных тетрадей»

Вопрос: Если бы Пушкин был Вашим студентом и держал перед Вами экзамен по динамике…?

Ответ: Он бы почти наверняка его выдержал. Пушкин был логик, эрудит, по подсчётам библиографов знал более 22000 слов, а средний запас интеллигента того времени  был 5000 слов.

Вопрос: Что по-вашему, главное в написании стихов?

Ответ: Видеть мир незашоренными глазами и прочувствовать то, что пишешь. У меня об этом есть стихотворение «Поэт и рифмоплёт»

 

Рифмоплёт:
“Ответь, Поэт – мой каждый стих изыскан,
Как лезвие отточен мой сюжет,
Я откликаюсь на чужие мысли
И с миром рифм знаком десятки лет.
Я знаю все азы стихосложенья,
Пишу поэмы, оды и сонет,
Издал тома своих стихотворений,
Так почему не я, а ты – Поэт.”

Поэт молчал, потом сказал: “Не знаю,
Но думаю, я потому – поэт,
Что я стихи сквозь сердце пропускаю,
А у тебя на всё готов ответ”.

 

Назидательные и штампованные стихотворения скучны, как бы складно их ни написали. Есть ещё одно замечательное определение поэта (не помню, чьё) «Поэт – этот тот, чьи стихи читают даже люди, не любящие стихов»

Георгий Гаврилович читает свои стихи на встрече с одногруппниками. Фото 2017 года

Ответ: Ваше отношение к Русской Православной Церкви и к религии.

Ответ: Не простое. Давайте разделим веру, религию и РПЦ. Я – верующий, крещён в 4 месяца от роду, занимался реставрацией монастырей в составе РССО в1967-1972 году, когда официально это отнюдь не приветствовалось и кроме синяков и шишек нам ничего не светило. В моей жизни было несколько случаев, которые иначе, чем вмешательством высших сил не объяснишь. Таким образом я признаю религию (от religare – связь со сверхестественным).  Я интересовался религиями мира и кончил ВУМЛ по направлениям социальная психология и религиоведение, занимался йогой и эзотерическими науками. Но, когда в 90-ые всё в нашей стране перевернулось вверх ногами и христианство стало основной идеологией государства, а те кто ругал религию, теперь всюду демонстрируют свою приверженность ей, а то и занимают высокие посты в епархиях, меня от всего этого стало тошнить. Я не люблю перевёртышей и приспособленцев, особенно идеологических.

Вопрос: Чем бы Вы занялись в последний день жизни?

Ответ: В ламаизме есть целая методика перехода на тот свет, она же есть и у толтеков (см. К. Кастанеда последние тома). Там предлагается отдать всем моральные и физические долги, открыть сердце, сохранять рассудок и твёрдую память и принять неизбежное. Я бы так и поступил. Но ведь не знаешь, какой день у тебя последний. Поэтому, спешите делать добро, отдавать долги и откройте сердце заранее.

Вопрос: Каким Вы представляете будущее?

Ответ: Понятия не имею. Если бы 50 лет назад меня спросили, что будет через 50 лет, я бы точно не угадал. Мы сейчас живём во время, когда наложились две революции: социальная и информационная. Поэтому у многих едет крыша, причем не только в нашей стране (а здесь особенно), но и по всему миру.  Просыпаются атавистические инстинкты, растёт взаимная обозлённость, стрессы.  Хотелось бы, чтобы в будущем доброта вновь вернулась в наш мир, но какой он будет предсказывать не берусь.

Уже настало время полюбить

Весь этот мир за то, что он прекрасен.

Ты прожил жизнь, конечный вывод ясен:

Мы в этот мир пришли, чтобы любить. 

Вопрос: Существует ли у нынешних студентов интерес к поэзии? Есть ли в вашем учебном заведении какие-нибудь литературные традиции?

Ответ: На стихире я встретил двух моих дипломников. Один, к тому же, талантливый композитор. Несколько моих старшекурсников пишут рассказы. Мне с ними интересно и мы понимаем друг друга. В массе студентов чувствуется отупение, они устали от лжи с экранов телевизоров и мониторов и стали циничными. У ВУЗа (МИРЭА) есть свои стройотряды и факультетские песни. Устраиваются балы «мисс МИРЭА», отбор претенденток проводится на «мисс факультет» (например, «мисс кибернетика»). Есть день института и празднование других дат, например, «день Святого Валентина».

Вопрос: Расскажите о традициях Ваших студенческих лет.

Ответ: Их множество. Например, ритуальный футбольный матч между первокурсниками и преподавателями, пение «Дубинушки»  (Тот кто физиком стал, тот грустить перестал, на физфаке не жизнь, а малина. Только в физике соль, остальное всё ноль…») после каждого торжественного сборища и пения стройотрядных песен, после более мелких тусовок, всемирно известный «Архимед»,  регулярно переписываемый на злобу дня, капустники, КИВ (клуб интересных встреч) под руководством М. Уфимцева и С.Пестряковой,,  литстудия, которую в наше время возглавлял Сережа Крылов, регулярные стройотряды и т.д.

Крылов Сергей Анатольевич,поэт, музыкант, журналист. Кандидат физико-математических наук. В 1962-1965 гг. был комиссаром знаменитой агитбригады физфака МГУ — “кузнице кадров” самодеятельной песни. Здесь в те годы начали сочинять песни С. Никитин, В. Миляев, С. Смирнов, Д. Гальцов, Л. Белостоцкая.В 1965-1968 гг. — руководитель и автор программ творческой студии “ФЕНИКС” физфака МГУ. К числу наиболее известных песен С. Крылова относятся “Песня о маленьком трубаче” (муз. С. Никитина) и “Зимняя сказка” (или “Желтый цыпленок”), музыку к которой он написал сам.

Вопрос: Мне известно, что Вы пишите песенные тексты. Согласны ли Вы с мнением, что в угоду музыкальному материалу, поэт должен жертвовать правилами и качеством стихов?

Ответ: Если я скажу «не согласен», на меня накинется множество авторов, которые пишут тексты и музыку для попсы. И всё таки я рискну сказать «не согласен». Я понимаю под песнями то, что можно исполнить в компании, под гитару и в трезвом виде: в этом состоянии петь «тря-ля-ля» не хочется. Если концерт не молодёжная тусовка, то «ля-ля», по моему, тоже оскорбляют слушателей.

Вопрос: Ваши любимые поэты из ушедших.

Ответ: Много кто. С детства и по сейчас очень люблю Николая Некрасова, дома мы с мамой соревновались, кто больше прочитает на память Пушкина (у неё была фантастическая память), одним пальцем на пишмашинке  я напечатал почти всего Бальмонта, так его полюбил (а «Фейные сказки», вообще непревзойдённый  щедевр), взахлёб читал Северянина,  увлекался и знал наизусть многое из Ильи Сельвинского и Евгения Винокурова, полюбил Евтушенко. Стал ещё старше -понравилась философия Тютчева, Брюллова, Пастернака, всё время кем-то увлекаюсь, сейчас  с удовольствием читаю стихи Эльдара Рязанова.

Е.Евтушенко. Идут белые снеги…

Вопрос: Ваши любимые поэты из ныне живущих.

Ответ: Прежде всего наши долгожители:  Александр Городницний , Александр Дольский ,Юлий Ким, Владимир Туриянский, Дмитрий Сухарев –  барды моей юности. Многие их вещи я знаю наизусть. Недавно прочитал Дмитрия Быкова – хорошо пишет, правда, грустновато.

На стихире – песни ученика Дольского Кирилла Игоревича Ривеля, стихи физфаковки ЛГУ Лены Заостровцевой, ленинградки  Марины Волковой, Аллы Коряковой. Алла, кстати, руководительница Творческой Мастерской Алкоры и учит неофитов премудростям поэзии.

Кирилл Ривель. Фонарь качается в кардане.

Вопрос: Если бы Вам предстоял обязательный космический полет, какую планету Вы выбрали бы? И почему?

Ответ: Марс. Потому что на других планетах жизни нет точно, а здесь хоть какая-то надежда.

 Марс.

Вопрос: Ваш любимый цвет.

Ответ: Зелёный – трава, лето, сердечная чакра.

Вопрос: Ваше любимое меню на завтрак.

Ответ: Творог с ряженкой и кофе (в турке) с бутербродом с сыром.

Вопрос: Меня удивляет, что Вы, доктор наук, москвич, интеллигентнейший и умнейший человек так легко согласились на интервью с малоизвестным блогером из глубокого сибирского села, где нет газификации, канализации, нормального медицинского обслуживания и прочих привычных цивилизованному столичному жителю благ. Ваша скромность, не звездность и доступность к общению – черты вашего характера или информационный онлайн-образ? Что Вы можете сказать о “прорывах” в российской экономике и, в частности – сельском хозяйстве?

Ответ: Звёздной болезнью я никогда не страдал и пиариться в 71 год мне не к чему. Своё мнение о себе любимом в стихах я изложил здесь:

ДР

                  В день рождения

Вот раньше жизнь пьянила по-иному,
И было сладким юности вино,
Но годы те ушли давным давно
И превратились в сказочную дрёму…

Заплыл жирком когда-то стройный торс,
Ссутулились опущенные плечи,
А в праздники теперь глотаю морс
И уж “ни-ни” чего-нибудь покрепче.
Остался к дамам очень цепкий взгляд,
Но мы теперь общаемся “друзьями”
И если ляпну что-то невпопад,
Всё это “сохранится между нами”.
Я стал “подушкой” для моих друзей,
В их и своих заботах растворился,
И как когда-то рухнул Колизей,
В бесформенную груду обратился.
Стал, обленившись, безобразно стар,
Одел бессилья жёсткие вериги,
И вместо встреч, застолий и гитар
Предпочитаю дом, перо и книги.
Уже давно не Цезарь и не Брут,
Лишь сединой, да памятью увенчан,
Но в Женский день я поднимаю брют*
И тост готовлю – “За любимых женщин!”

Мои виски побелены давно,
Утрачен вкус от дружб и от свиданий,
Лишь бродит застарелое вино
В подвале из моих воспоминаний.
Туда спускаюсь в каждый юбилей
На самосуд: что хорошо? что плохо?
Ведь там в пыли следы былых друзей
И навсегда ушедшая эпоха.
Там, разложив по полочкам себя,
Сужу без снисхождения и фальши,
Как доживать, о прошлом не скорбя,
Нести свой крест и продолжаться дальше.

* брют – сухое шампанское.

А вот насчёт себя Вы, Виктор, поскромничали:  как блогер пишете Вы интересно, профессионально, да и стихи Ваши на стихире высоко котируются:  Вы вошли в список Сенецкого с чем и поздравляю.

Причин, почему я согласился на интервью две: как старик и преподаватель я люблю рассказывать о своём жизненном опыте: как знать, может быть кому-нибудь  пригодится и меня вспомнят добрым словом. Вторая причина, а может быть и главная, вступиться за моё поколение и за прожитую жизнь. Никакие мы не «совки», строем не ходили, прожили интересную, насыщенную и честную жизнь и не надо на нас клеветать! Об этом у меня очень много стихов, например:

Дорогие сверстники!

Улетает время, как за ним угнаться нам?
С каждым днём стареем, уж не те, что прежде.
Вот пройдёт два дня и кончится шестнадцатый,
Что за ним настанет?- Будем жить надеждой.
Дорогие девочки! Дорогие мальчики!
Только призадумайтесь – уж восьмой десяток,
Побелели волосы, лёгкий тремор в пальчиках,
Только, неуёмные, всё спешим куда-то.
Мы – послевоенные, мы беды не ведали,
Ни гулагов сталинских, ни армейских тягот,
Мы болели космосом, по концертам бегали,
Песни КСП-шные пели в стройотрядах.
Мы страну отстроили так, что любо-дорого,
Наши совершения до сих пор видны,
До сих пор не верится в то, что лютым ворогом,
Наши же правители стали для страны.
Партноменклатурщики и бандиты кОреши
Стали олигархами, главными у нас,
Только не додумали новые нувориши,-
Наше поколение память не продаст!
Мы теперь на привязи, не пристало рваться нам,-
Поколеньем правнуков множится семья.
Дорогие сверстники! В Новый Год – семнадцатый
Вам здоровья крепкого здесь желаю я!

Мой последний герой

Участникам Великой Отечественной Войны сейчас за 90 лет

Мой последний герой разжигает в камине огонь
И на кухню идёт, там где чайник стоит сиротливо,
Он откроет консервы и выпьет вчерашнее пиво
И приветливо тронет видавшую виды гармонь.

Пробежится по клавишам, вспомнив старинный вальсок,
Громогласным аккордом закончит его по привычке.
Сигарету достанет, найдёт несгоревшую спичку
И невольным движением робко погладит висок.

Но забыв закурить, он опять возвратится туда,
Где умершей жены над кроватью повешено фото,
Где со старыми письмами ларца блестит позолота
И услужливо память назад пролистает года.

Вспомнит юность, друзей, что всегда друг за друга горой,
Вспомнит фронт и ребят, с кем когда-то ходили в атаку,
Разжуёт валидол, перед сном прогуляет собаку
Мой пришедший из прошлого, самый последний герой

 

и ещё многие и многие другие.

По поводу «прорывов» в экономике. Нам повезло,  против нас устроили санкции в отношении закупки многих товаров. Так давайте развивать свою экономику, производить свои хорошие товары. Ведь раньше мы это умели! Нет, всё равно покупаем, только теперь у других! Почему? Чиновники получают откаты и им это выгодно, олигархи наживаются на посредничестве.  А крупные сельскохозяйственные начальники объясняют нам, что наше с.х. нерентабельно, выгоднее покупать. Так сделайте хозяйство рентабельным, оно же в ваших руках. В науке «сколковские» гранты для иностранцев 30 млн. долларов, а для наших – 3. Иностранцы берут грант за 30 млн.,  за 3 млн. подряжают нашу организацию (и она счастлива, что ей дали работу!), а 27 млн. кладут в карман за просто так. Отлично устроились. Но не будем больше о грустном.

Вопрос: Как Вы относитесь к личности академика Дмитрия Сергеевича Лихачева? Что Вы можете сказать по поводу одной его цитаты: “Никакой особой миссии у России не было и нет! Не надо искать никакой национальной идеи для России-это мираж. Жизнь с национальной идеей приведёт сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведёт к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому-что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму” Не кажется ли Вам, что академик мог бы быть покруче болгарской Ванги, занявшись в свое время не наукой, а предсказаниями?

Ответ: Ну и вопросики Вы мне задали, Виктор. Я ведь никогда с Лихачевым не встречался и не разговаривал. Приходится, как научному работнику,  использовать стандартные методы работы с литературой. Залезаем  в интернет и видим две противоборствующие группировки:

  1. За Лихачевская https://www.liveinternet.ru/users/nadejdas/post348359875/ http://ttolk.ru/?p=13572

где он «ум, честь и совесть нашей эпохи» (по словам Даниила Гранина) и

  1. Против Лихачовская

https://www.liveinternet.ru/users/nadejdas/post348359875/

http://rubsev.ru/2014/01/predatel-stvo-russkoj-intelligentsii-i-istoriya-sovesti-akademika-lihacheva-chast-vtoraya/

где он предатель, стукач и т.д. и т.п.

Как обычно есть только два цвета – белоснежный и угольно-чёрный и ничего посередине, т.е. Д.С. фигура неоднозначная.

Посмотрим воспоминания самого Дмитрия Сергеевича  https://e-libra.ru http://www.solovki.ca/people_18/lihachev.php.

Лихачев Дмитрий Сергеевич (15.11.1906 – 30.09.1999),советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук (1947), профессор.

Здорово пишет! Чувствуется талантище! Мне,  конечно, интересно о Соловках: ведь мы там были в 1967 году, когда скелет «Белого СЛОНА» ещё не был прилизан и многие страсти мы увидели своими глазами: пересыльную избу, мёртвое поле на Муксалме, расстрельную стену, душераздирающие надписи на стенах монастыря, Савватиева, Секирки, Анзерского скита. А каких страшных рассказов мы наслушались от бывших зеков, осевших на Соловках! Можно сказать, что наше взросление произошло именно там, на Соловках.

Соловки. Георгия учат плести лапти. Фото 1968 года.

Книга  https://e-libra.ru поразила меня начисто! Лихачов дружил с блатными и даже получил от них прозвище, запросто общался с начальством лагеря, устроил театр, писал книги, встречался с родными. Это как-то не стыкуется со страшным «расстрельным» лагерем о котором он вещал в 90-стые. Помог другой «соловецкий сиделец» Лев Разгон (организатор Мемориала) http://www.solovki.ca/writers_023/razgon.php . Оказывается в то время интеллегенцию перевоспитывали и даже трудом не очень-то обременяли. По 67 РССО я знал, что на Соловках в лагере было литературное объединение ХЛАМ (слово-то какое!) – Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты – ставились театральные постановки, выпускались газеты , устраивались литературные вечера, писались стихи, повести, научные статьи и книги. Лихачов там написал несколько статей о быте уголовников (их тогда называли «социально близкими»). А где же ежедневные ужасы, расстрелы. Вот википедия:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловецкий_лагерь_особого_назначения

Там написано 7500 человек за всё время существования лагеря. Что же было дальше с Дмитрием Сергеевичем: разные сайты по разному описывают его жизнь и как ученого и как человека. Выбор труден. Мне наиболее реальным показался следующий https://www.liveinternet.ru/users/nadejdas/post348359875/

Он объясняет политическую деятельность Лихачева и его взаимоотношения  и сотрудничество с сильными мира сего.  Также это есть здесь https://biography.wikireading.ru/164668

В марте 1991 года был общенародный референдум о сохранении или уничтожении Советского Союза. Результаты референдума здесь  http://tass.ru/spec/ussr-referendum т.е. 76,4% населения высказались за сохранения СССР.  Но власти наплевали на мнение народа и развалили Союз. Таким образом ельцинский переворот можно с полным основанием считать антинародным.  Лихачов, как политический деятель,  был на стороне власти.

В августе 1993 года Лихачов подписал знаменитое «письмо 42» с требованием разгона конституционно избранного парламента  https://ru.wikipedia.org/wiki/Письмо_сорока_двух содержание письма здесь https://vk.com/page-27565258_46413359, правда, потом многие из «подписантов» заявили, что их подписи были подделаны и отказались от них. Лихачев не отказался.  Удивительно, но даже церковь осудила это письмо http://www.pravoslavie.ru/64633.html   Диакон Василик ставит там же интересный вопрос:  «о демократии и о толерантности». Понятно, что весь народ править не может, правит один или несколько человек. Так, о чём же собственно призывы к демократии?  Посмотрим древнеримского  философа Платона http://studbooks.net/918427/filosofiya/platon_demokratii_kritika_ucheniya проиллюстрированное мной в белом стихе

Конец древнего Рима. Гекзаметр

Сперва они толпой убили цезаря,
Потом ножами резали философов.
Рабы на копья брали жен патрициев,
Жгли манускрипты в римских библиОтеках.
Пылают все богатые имения,
Бьют в Колизей машинами дробильными,
Распяты на крестах тела чиновников,
В кровавом Тибре чьи – то трупы плавают.
Так, в ликованьи черни, в пьяных выкриках,
Над Римом воцарялась демократия*
* Согласно Платону и Герадоту (5-4 век до н.э.) демократия – неустойчивая форма
правления, имеющая вид либо охлократии (власть черни и бандитских групп), либо
олигархии (власть денежных мешков). Обе формы могут переходить друг в друга и
ведут к распаду государства.

Становится понятным, что демократия неустойчивая форма правления, которая ведет к развалу государства и перехода его либо  в охлократию (вспомним 90-ые), либо в олигархию (нынешнее время)

Но вернёмся в сложной личности Дмитрия Сергеевича Лихачева. Как ученый историк и филолог он сделал много полезного в науке,  как человек и политик он всегда сотрудничал с властью – «официальный» диссидент и советник  власть придержащих в СССР,  сторонник  и пропагандист ельцинского режима в 90-ые.   По-видимому, можно перефразировать моего любимого писателя Даниила Гранина: какова эпоха, таковы в ней ум, честь и совесть.

Теперь о высказывании Дмитрия Сергеевича о национальной идее России. Мне тоже кажется, что такой идеи нет. Но по другим причинам. Есть ли такая национальность «русский»?  Например, в паспорте моей бабушки  1890 года рождения было написано «православная из великороссов»  (три основных этноса Российской империи – великороссы, малоросы и белоросы) ,а в интернете?  – Оказывается такая национальность существовала с 1932 по 1997 год. То есть  о какой-то русской национальной идее говорить просто глупо. Кто же мы, русские?  Просто жители России, причем любой национальности. Мы можем даже жить за рубежом и любить свою Родину – Россию. Что такое национализм.   Национализм – это всегда плохо, когда одна нация считает себя выше других это ни к чему хорошему, не приведет – панамериканизм, сионизм, нацизм – всё это мерзости истории.  http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-P/P10425.shtml Насколько я помню в СССР государственной политикой  был интернационализм, т.е. антипод национализму.  История показала, что национализм, как государственная политика неизбежно ведёт к войне.  Для того, чтобы всё это понимать не надо быть семи пядей во лбу и  не обязательно быть академиком.  Так что сравнивать Лихачева и Вангу смешно.

Как простые жители любой страны мы хотим жить в мире со всеми народами. Как жители России мы любим свою Родину и переживаем за её непростой жизненный путь.  Мы болеем за наших братьев, которые по воле нечистоплотных политиков оказались в других странах и подвергаются унижениям или прямому убийству. Это аксиоматика и это наша «национальная идея».

Вопрос: Прокомментируйте , пожалуйста, в свете сегодняшнего дня высказывание русского поэта, публициста, философа Владимира Сергеевича Соловьева о русском народе: “Русский народ находится в крайне печальном состоянии: он болен, разорен, деморализован. И вот мы узнаем, что он в лице значительной части своей интеллигенции, хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией величия и манией вражды к нему всех и каждого. Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения. Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют…. “

Ответ: Похоже, Виктор, наше общение переходит за рамки интервью автора стихиры. Владимир Сергеевич Соловьёв мне очень близок. Судите сами: оба учились на физ.-мат факультетах МГУ, (правда тогда был физ.-мат., а сейчас физфак и мехмат), оба потом кончали философские факультеты, оба интересовались религиозными течениями, в частности, восточными, оба принадлежим к православию и, наконец, оба по происхождению русские.

Владимир Сергеевич Соловьев (16.01.1853 – 31.07.1900),  русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и других.

Чтобы я мог изложить свою точку зрения, Вам надо ознакомиться с http://www.yogamir.ru/dzhnyana-yoga /  (1)(кстати слово «знание» произошло от санскритского джнана, так что джнана-йога, это в широком смысле путь учёного), а также с https://ivan555iva.livejournal.com/872.html  (2) и  https://ru.wikipedia.org/wiki/Вивекананда, (3) поскольку оба этих учёных занимались проблемой единства религий, только Соловьёв в рамках христианского мировоззрения (экуменизм), а Вивекананда – всех религий вообще. Если бы их идеи, хотя бы отчасти воплотились, мы бы жили совсем в другом мире, однако христианские священники (особенно православные) воспрепятствовали этому объединению .  Всё это выяснилось на Всемирном парламенте религий http://www.pravenc.ru/text/155516.html (4) в 1893 году. Как указано в (2) В.С. отводил первенствующее место в процессе объединения русскому народу, однако, он констатировал печальное состояние этого народа на то время  (оно сохранилось и в наши дни).

Ещё немного о нестыковке понятий:  http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/linguistics/drevnii-sanskrit-yeto-russkii-jazyk.html   «жалена»- на санскрите скорее сочувствовать, т.е. одинаково чувствовать,  чем жалеть на русском, поэтому построение проводится на этом понятии, а не на «любви»

Теперь о российской интеллигенции. Она никогда не была однородной, как по национальности, так и по роду деятельности.  Я, например, принадлежу к технической интеллигенции, а она за редким исключением, в политику никогда не лезла, не пиарилась и занималась своим делом.  Политика – это был и есть удел гуманитариев,  а они либо ложатся под правителей, либо борятся с ними. Иногда, ложатся, имитируя борьбу, как это было с известным нам обоим господином. Правители, особенно российские, чтобы сохранить власть,  всегда запугивали интеллигентов самыми разными страхами, СМИ их многократно усиливали (особенно сейчас, а в советское время действовала политика неразглашения всякого рода неприятностей) и интеллигенция тихо или буйно сходит с ума. Перед войнами всегда пугали злобными соседями, вражескими агентами, долгое время и посейчас – американскими происками. Известная политика – разделяй и властвуй, так во всём мире. В России такая политика внутри страны всегда была очень действенной, ведь все «развитые» страны, кроме нашей,  богатели за счёт грабежа колоний и только у нас принято грабить и унижать свой народ (российский, а не русский, так как Русь многонациональна), даже в угоду чужим дядям.  Почитайте Джакомо Казанова https://libking.ru/books/sci-/sci-history/138215-dzhakomo-kazanova-istoriya-moey-zhizni.html как он путешествовал по России и всё станет понятно.

А о «сколковских» грантах я уже говорил раньше.

Сейчас Америка и Европа «обижаются», что наши олигархи грабят Россию, а им не дают, хотя раньше всегда давали. Отсюда и санкции против олигархов (просто нагло отбирают у них деньги) и разворовывание нашего «стабфонда».  А мания величия у интеллигенции  – это обратная сторона её комплекса неполноценности, это Вам любой психолог разъяснит.

Вопрос: Какое предназначение , на Ваш взгляд, у сегодняшних поэтов России?

Ответ: Такое же, как было и раньше. Вспомним Пушкина

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Только вначале нужно воспитать «чувства добрые» и «милость к падшим», а уж потом свобода. Иначе такое напахают…

Вопрос: Простой рецепт счастья от Георгия Булычева .

Ответ: Не смотря ни на что любить мир и людей.  А если чуть подробнее, примерно так, как в этом моём стихотворении:

 

Что я люблю на свете боле
Чем этот синий небосвод,
Чем в золотых колосьях поле
И быстрых ласточек полёт,
Чем жар печи и запах хлеба
С горелой корочкой слегка
И отчий дом под мирным небом,
И в белых перьях облака,
Чем круг друзей и сладость жжёнки,
И в лыжных тропах зимний лес,
Чем шёпот ласковый девчонки,
Когда в ребро стучится бес,
Чем жизнь, распахнутую настежь
Для новых встреч, любви, ветров,
И чувство предвкушенья счастья,-
Когда ты  молод и здоров.

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.