Smokie. Когда рок спасал мир…



музыка в кубе ( м3)
М3 М3 М3 М3 М3 М3 М3 М3 М3 ММ3 М3 М3 М3 М3 М3 М3 М3 М3

Осенью 1963 года ученики школы в английском городе Брэдфорд Кристофер Уорд Норман (р. 1951)и Алан Силлсон (р.1951),  решили стать рок-звездами не хуже Beatles Пригласив друзей из параллельного класса,  бас-гитариста Терри Аттли и ударника Питера Спенсера , они создали группу Elisabeth. У ребят не было специального музыкального образования, но зато они обладали великолепными вокальными данными и отменным слухом, и с завидной ловкостью владели инструментами.

группа  
 Elisabeth

 Деятельность Elisabeth ограничиваласьвыступлениями на школьных вечеринках и в дешевых пабах, а репертуар  состоял из хитов тех же Beatles и другихкоролей рок и поп-сцены того времени. Постепенно их репертуар обогатился произведениями собственного сочинения, а в 1968 г., поменяв название группы на Kindness (“Доброта”), они отправляются в поисках славы в Лондон, где,однако, по-прежнему выступают в небольших клубах и барах. В 1969 г., обзаведясь к тому времени небольшим, но преданным кругом почитателей, Kindness записывает первую минипластинку  “Плач под дождем”, на 45 оборотов, состоящую из 3 песен Экономя на всем, ребята скопили нужную сумму для записи и издания (пусть и небольшим тиражом) первого своего полноценного лонгплея. Однако вышедшая в 1970 г. пластинка”Once” не имела успеха.. Законы шоу-бизнеса жестоки – без соответствующей “раскрутки” и рекламы, без толкового менеджмента любая пластинка-дебютант, какая бы потрясающая музыка ни была на ней записана,обречена на забвение. А вот как раз продюсера у Kindness и не было.

группа  ” Smokie”

Неизвестно,как сложилась бы судьба музыкантов, не окажись в один прекрасный вечер 1973 г.в маленьком лондонском кафе, где отрабатывали свой хлеб Kindness, знаменитые продюсеры и композиторы Никки Чинн и Майкл Чэпмен. “Два Че” (как величали их  в шоу-мире) уже успели к тому времени воспитать и обеспечить звездное будущее таким музыкантам как Сюзи Кватро(с этой певицей Smokie позже успешно сотрудничали), группам Sweet и Mud.

в студии

Чинн и Чэпмeн по достоинству оценили исполнительские возможности группы и предложили ей свое покровительство. В первую очередь по настоянию Н.Чинна “неблагополучное” название Kindness было заменено на лаконичное и хлесткое Smokie (ошибочно многие переводят название как “Дым”, однако слово не переводимо – просто словесная игра). Продюсеры обязались поставлять музыкантам стопроцентные хиты, пока они не овладеют достаточным мастерством в сочинительстве собственных песен.

“Smokie” в Германии

 Дебютный и очень  интересный альбом «смоков» “Pass it around” (1975) был выдержан в стиле хард-рока. Но альбом потерялся на фоне ярких, неординарных работ тогдашних королей глэм-хард-рока Queen, Slade, T.Rex, , Sweet.

Однако, уже следующий диск “Changing all the time”, который вышел в том же году,они на 99% укомплектовали собственными песнями, специально написанными с учетом исполнительской специфики “смоков”. Эта пластинка, звучание которой значительно мягче и рафинированнее, попала в хит-парады, а песня “Don’tplay your rock’n’roll to me” возглавила хит-парады во многих странах Европы (и особенно в Германии, где группа мгновенно обрела статус культовой).

обложка пластинки фирмы “Мелодия” (СССР)

Впрочем, в родной Англии группу по-прежнему не спешили признавать. Следующая пластинка -“Midnigt cafe” (1976) – еще более укрепила позиции группы в Европе и позволила “смокам” пробиться на музыкальный рынок США. Хит-парады возглавляют очередные шлягеры производства “двух Че” – “Wildwild angels”, “Make ya boogie и “Wat can I do”.

What Can I Do

Музыканты много гастролируют, экспериментируют со звуком и сценическим шоу, в качестве вокальной группы их часто приглашают другие исполнители. Но зависимость от требований звукозаписывающей компании, настаивающей на укомплектовании пластинок беспроигрышными хитами “двух Че”, все больше угнетает музыкантов,практически лишенных, в силу жестких условий контракта, права на самовыражение,реализацию собственных музыкальных идей.

Living Next Door to Alice

 К тому же в прессе все чаще поговаривают о скорой кончине группы, об их творческой несостоятельности. Между продюсерами и музыкантами назревает конфликт, и многомудрые Чинн-Чэпмен решаются на компромисс- следующая пластинка представит творчество именно музыкантов. Результат оказался неожиданным. Диск 1977 г. “Bright lights and back alleys” вызвал сенсацию и стал международным хитом. Авторский тандем Норман – Спенсер создал поистине яркие, отменно аранжированные мелодии, оттеняющие слащаво-красивые, но однообразные творения “рабовладельцев” Чинна-Чэпмена. Группа наглядно доказала, что ее творческие возможности значительно шире заданных компанией”RAK”, а музыка не банальна.

I.ll Meet You At Midnigt

На пластинке удачно соседствуют очень красивые шлягеры “I can’t stay here tonight”и “Nedles and pins” с почти арт-роковой, отмеченной сложностью аранжировки и вокальных партий, “Sunshine Avenue”. В целом, на этом диске музыканты удачно синтезировали идеи глэм-рока, хард- рока и балладной музыки, близкой к кантри. А в вокальных партиях часто используются элементы многоголосия, октавные и модуляционные ходы, что придает особое изящество аранжировкам. Диск 1977 г., вне всякого сомнения, – лучший в дискографии группы. Теперь пластинки Smokie представляют преимущественно их собственное творчество, а популярность неизменно растет – даже привередливые англичане положительно отметили новое творчество музыкантов.

После альбома “The Montreux Album” (1978) Норман и компания разрывают отношения с “двумя Че” и сами продюсируют свои пластинки. Они экспериментируют с различными стилями и звучанием, в связи с чем приглашают в штат группы клавишника Фреда Ллойда (в 1989 г. его сменил Мартин Боллард).

Казалось бы,группа, наконец, обрела полную самостоятельность, она признана, но годы напряженной борьбы с работодателями из компании “RAK”, мучительные поиски индивидуальности не прошли даром. Бессменный лидер Крис Норман, чей специфический голос был визитной карточкой группы, все чаще заговаривает о своем уходе, чтобы заняться сольной карьерой.

Крис Норман

Крис Норман спланировал свой уход таким образом,чтобы не оказались в проигрыше и его друзья. Он нашел себе достойную замену.Новым вокалистом стал певец из малоизвестной группы Black Lais Алан Бартон, чей голос был почти идентичен голосу Нормана. Более того, Бартон оказался и внешне удивительно похож на бывшего лидера “смоков”. Ко всему прочему, этот молодой веселый блондин был отличным шоуменом и обладал способностями в создании песен. На место также покинувшего группу Спенсера музыканты приглашают ударника Стиви Пиннелла. Главным же композитором группы, а параллельно и заведующим всеми ее делами, стал Алан Силлсон.

Алан Бартон

В 1988 г. Smokie в обновленном составе записывают альбом “All fired up!”. Конечно, былого шумного успеха в условиях музыкального многообразия 80-90-х гг. у группы уже нет, но ее популярность стабильна.

Новый вокалист “смоков” и в самом деле оказался достойной заменой Норману и быстро полюбился публике. Но в 1993 г. группу постигло несчастье – Алан Бартон трагически погиб в автомобильной аварии в Германии, когда на скользкой дороге автобус с музыкантами опрокинулся в кювет. Smokie вновь оказались без лидера. Три года длилось молчание, в 1996 г. увидел свет последний на сегодня альбом”The world and elsewhere” с новым вокалистом Майком Крафтом

“Smokie” в Москве 2017 год

 В последние годы Smokie часто выступали в России. Их концерты неизменно сопровождались аншлагами, что свидетельствует о том, что у нас эта группа по-прежнему любима и популярна.

«Смоки» -группа моего детства и юности.Их музыка, на ровне с «битлами» вдохновляла,очаровывала, тогда мы верили, что «рок спасет мир…» Тогда их музыку мы подбирали на своих гитарах и, подражая хрипотце Кристофера Нормана , пели балладу “What can i do”, на советский лад –  “Водки найду”.

В прошлом году в “Олимпийском” отгремел,впечатлил мелодичными хитами и красочным шоу 16-й фестиваль”Авторадио” – “Дискотека 80-х”. Пришли на него порядка 27 тысяч зрителей – подобный аншлаг случается в самом вместительном концертом зале России не так уж и часто.

“Smokie” сегодня

«Смоки» были одной из самых желанных групп на сцене «Олимпийского».

Текущий состав

  • Майк Крафт (англ. Mike Craft) — ритм-гитара, вокал (1995—настоящее время)
  • Мик МакКоннелл (англ. Mick McConnell) — соло-гитара, вокал (1996—настоящее время)
  • Терри Аттли (англ. Terry Uttley) — бас-гитара, вокал (1964—1966, 1968—настоящее время)
  • Мартин Буллард (англ. Martin Bullard) — клавишные (1986—настоящее время)
  • Стив Пиннелл (англ. Steve Pinnell) — ударные (1986—настоящее время)

Бывшие участники

  • Крис Норман (англ. Chris Norman) — ритм-гитара, вокал (1964—1986)
  • Алан Бартон (англ. Alan Barton) — ритм-гитара, вокал (1986—1995)
  • Алан Силсон (англ. Alan Silson) — соло-гитара, вокал (1974—1996)
  • Рон Келли (англ. Ron Kelly) — ударные (1964—1973)
  • Пит Спенсер (англ. Pete Spencer) — ударные (1973—1986)

One comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.