Большое интервью.Дмитрий Маштаков.Взгляд в мутное зеркало.

Маштаков Дмитрий Михайлович, автор литературного сайта СТИХИ.РУ, физик, выпускник МГУ 1969 года, работал в сфере производства лазерной медицинской техники, в 1978-м году стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 1993-м  защитил кандидатскую диссертацию.Псевдоним Геннадий Маков.

https://www.stihi.ru/avtor/dimamasht

Вопрос:  Вы родились в поселке Водный на Ухте.Какие детские воспоминания связаны с этим местом?

Ответ:  Детские воспоминания, они сугубо детские, а первые школьные воспоминания связаны с другими местами того же Ухтинского р-на. Воспоминаний о Водном всего два.
Первое – Зима. Мама вывела меня из подъезда, сказала, чтобы я дожидался, и ушла в магазин. А я вцепился руками в ручку двери, знаете, большая такая ручка, а я маленький и болтаюсь на ней. В это время сосед мальчишка сопит и пытается оторвать меня от ручки, чтобы повалить в снег. Но я выдержал и дождался маминого прихода.

Мама Дмитрия Ксения Николаевна. Карандашный рисунок Михаила Петровича Маштакова

Второе – к моему дню рождения отец заказал у столяра деревянные кубики. Большой набор. Там были и ворота для крепости, и прямоугольники со ступенечками, и блоки для строительства стен, и треугольники для фронтонов. Кубики мы раскрасили вместе с отцом. Часть из них до сих пор лежит у меня в Москве на даче.
Кстати много позже и дом на даче я фактически построил, как из кубиков -самолично и в одиночку. Из шлакоцементных блоков.
Кубики очень развивают геометрическое воображение. Играя в них, ребёнок делает свой первый шаг в математику.
Именно так. Что касается нынешних виртуальных компьютерных наворотов, то лучше бы их и не было совсем. Так же как ничто не может заменить простой карандаш и рисование на бумаге.
А на дом, в его не совсем достроенном виде можно посмотреть тут –

Дом из кубиков Дмитрия Маштакова.

Вопрос: Мне сразу вспомнился уникальный и знаменитый кубик Рубика, который из рабочего тренажера трехмерной геометрии превратился в семидесятые в суперигрушку. Что Вы можете сказать об этом изобретении?

Ответ:  В этой игрушке, как и в физике элементарных частиц, простые действия оказываются сложными и не приводящими к результату. Зато имеется набор нескольких элементарных трёхходовок (вращений). Если знаешь их, то кубик можешь легко собрать.

 Игрушка, можно сказать, философского плана.

Вопрос:             Мне известно, что Ваш дедушка Пётр Лазаревич Маштаков учился на филологическом факультете Петербургского университета по отделению русской словесности,получил звание «личного дворянина» и работал преподавателем русского языка и словесности в женской гимназии в Ревеле, знал несколько языков, стал известным учёным-филологом, педагогом, составителем грамматики русского языка и географических сочинений, исследователем «Слова о полку Игореве». Был знаком с В.Д. Бонч-Бруевичем. Не оттуда ли у Вас интерес к художественному слову?

Петр Лазаревич Маштаков.

Ответ:  Думаю, виноваты исключительно гены. Мой двоюродный брат в Питере Юрий Верба, как я в своё время с удивлением узнал, тоже писал стихи, и неплохие. Он и был моим первым наставником. Общались по переписке. Присылали друг другу самодельные книжечки стихов.

 
Кстати, также как и я, и он программировал на Бейсике. Тоже совпадение.
Правда во времена деда никакого Бейсика в помине не было.

   Хочу показать один его стих.

 Юрий Верба. Пир. Из цикла Сахалинские закаты.

И всё-таки
Как грустен свет
Ежевечернего горенья:
Как грустно наблюдать
Затравленное солнце,
Когда оно,
Предсмертные мгновенья
Отдалить пытаясь –
– хоть всё давно предрешено,
Бредёт покорно,
Пробираясь
Сквозь серые натянутые нити,
И в паутине замирая,
Готовится безмолвно умирать…

А в небе тёмном, как в графите,
Стервятников угрюмых стая
Уже собралась пировать.

  Я  был на Сахалине в местечке Арги-Паги в 1969-м в студенческом строительном отряде. Строили из брёвен эстакаду для разделки леса. Должен сказать, закаты там и в самом деле феноменальны

Вопрос: Правда ли, что Михаил Калинин,«всесоюзный староста», был крестным отцом вашего отца?

 Ответ:  Да,и это помогло ему избежать высшей меры, когда в 1935-м он был признан врагом народа

Михаил Петрович Маштаков

Вопрос: С вашим папой Михаилом Петровичем в знаменитой школе К.Мая учились ставшие известными потом художники,академики, историки. С кем из известных людей Михаил Петрович был особенно дружен?

Ответ:  С Лёвкой Модзалевским – будущим известным пушкинистом. Михаил и Лёвка играли на рояле, причём Лёвка играл лучше, а Михаил завидовал ему, поскольку Лёвка справлялся с 12-м этюдом Скрябина, а у Михаила не получалось сыграть его на должном уровне.


Фасад Петербургской школы Карла Мая, 14 линия Васильевского острова, д. 39
А.Скрябин. Революционный этюд №12  Денис Мацуев.

Гимназия Мая

Маштаков 

             школе Карла Мая посвящается
1.
  От прошлого века, от первого дня
Начала, которое не предвещало
Ни пламени войн, ни другого огня,
Хоть были накоплены горы металла.

Оттуда, оттуда, по синим волнам,
Вдоль линий в гимназию шли гимназисты.
Отец говорил – Ты учись, Миша, сам.
А Миша, как лист, был послушным и чистым.

Потом этот Миша уж стал сорванцом –
Лимоны он грыз на глазах у оркестра.
Он был репрессирован, стал мне отцом.
Как в театре артисты – жених и невеста,

Встречаются вместе, когда позовут,
Так круг нашей жизни судьбою очерчен,
Так люди счастливыми, в общем, живут,
Когда до столицы. простите, далече…

Оттуда, оттуда, от той стороны
 Доносится радость весеннего тока.
А что токовать?
Как подумаем, мы –
Наследники счастья? Тюремного срока?…

==========

2.
 Девчушка красивая. Стать. Киноварь.
Портфель и балетки для бального танца.
Уж пройдены цифры, прочитан букварь,
И после уроков просили остаться.

Чтоб вместе, чтоб вместе дойти до кино,
Чтоб вместе, чтоб вместе домой возвратиться.
Как вспомним – не с нами ли было давно?
Не с нашими внуками всё повторится?

Смешав натюрморт, к Андрияке проник
 Прадедовский голос гимназии Мая,
Как солнечный луч – озорной ученик,
Своим отраженьем прямую ломая…

Оттуда, оттуда, от той стороны
 Доносится отзвук мелодии чистой,
И снова спешим и торопимся мы,
Как раньше в гимназию шли гимназисты.

Оттуда, оттуда, от той стороны…. *

Вопрос:  Говорят, что «…талант отдыхает на детях». Это нельзя сказать о роде Маштаковых?

Ответ:  Нет, все были по жизни талантливыми и увлечёнными людьми. Кто по музыкальной, кто по художественной части, кто лошадьми увлекался

Вопрос:  Вы – выпускник физфака МГУ. По моим наблюдениям на сайте Стихи.ру ваших наберется с хорошую группу. Чем объясните любовь физика к лирике?

 Ответ: Поэзия это особый вид мышления. Иногда, особенно в житейских ситуациях,такой вид мышления оказывается эффективнее других. Ну, а физик приучен пользоваться инструментом наиболее эффективным. И это естественно

Вопрос:  Мне известно ваше увлечение живописью.Что послужило толчком к этому творчеству?

Ответ:  Самое ценное, это семья. Я не понимаю людей, которые разводятся, будто их что-то не устраивает друг в друге. Думаю, у них просто недостаёт ума для  совместной жизни.

  Всю жизнь я жил рядом с отцом. А он неплохо рисовал. Рисовал и акварелью, но больше- маслом. В бытность свою в Питере учился графике. От него и перешло.

 

Картина “Половодье” М.П.Маштакова.

Вопрос:  Готовя материалы к этому интервью, я с удивлением и завистью обнаружил, что глубина ваших знаний по теории стихосложения нисколько не уступает багажу знаний доктора наук по физике.

 Ответ:  Я не гуманитарий. Зато у меня сложился привычный естественно научный интерес ко всякому делу, которым занимаюсь. Совершенно неважно – занимаюсь ли я изучением населённости рабочих уровней лазера, или интересуюсь ролью атрибутов стиха -ритмики и рифм в поэтическом произведении.

  Ещё до своего появления в интернете, я проблемами поэтики интересовался. Написал первую свою статью, озаглавив её весьма провокационно – “Как самому научиться писать стихи”, и опубликовал её на проза.ру в 2008-м году.Думал, читателей не будет. Как бы не так – всем интересно. Сейчас эта первая моя статья – наиболее читаемая.

  С удовольствием отмечу, что то, до чего я додумался сам, оказалось совершенно правильным. Так, уже после написания этой статьи, я нашёл у Вадима Кожинова в книге “Как пишут стихи”  такое же самое обсуждение роли атрибутов стиха, почти точно в том же порядке и в тех же словах.  Э,да ты молодец, сказал я сам себе, и с энтузиазмом продолжил это дело.

 Увлёкся. Те статьи, которые я пишу, не имеют характера законченного
знания. Это некие исследования, не всегда быть может последовательные, но в
процессе этих исследований знания постепенно и приходят. Разумеется, я не
замыкаюсь только на собственных размышлениях, стараюсь узнать как можно больше
из тех источников, которые могу найти. Особенно от наших уважаемых
литературоведов.

 Кстати, Алексей Машевский – известный литературовед и популяризатор из Питера, он же тоже физик по образованию. А Владислав Лён мех мат МГУ закончил.Так что тенденция есть.

Л. Д

Геннадий Маков

Не нам судить чужие боли,
Тем более, что боли нет.
Лишь ветер свищет в диком поле
И задувает санный след.

Но жить то нужно. Переложим
Мы стопочку на край стола,
Польём цветы. Бельё разложим
В шкафу на полки для белья.

И все сосульки сосчитаем,
И все пути протарахтим,
Так, день за днём весну встречаем,
Глядеть назад, мы не глядим.
Как и вперёд…

           на влажном склоне
Пробьётся ёжиком трава,
Сыграет солнце на тромбоне,
Все запахи в одном флаконе
Весна задует в рукава.

Вопрос:  Любовь к музыке тоже подкреплена фундаментальными знаниями в этой области творчества?

Ответ:   Всё от родителей, всё от родителей. Отец музицировал  на рояле, сочинял. А я впоследствии сумел озвучить те ноты, которые после него остались. Послушайте коротенькую мелодию его сочинения – 

1953 год

звук фортепьяно и скрипки синтезирован на
компьютере.

 Фундаментальных знаний у меня нет, но немного импровизировать на ф-но могу.

Вопрос: .Конечно, сегодняшние виртуальные студии позволяют синтезировать любые звуки, существующие в природе и созданные человеком. Но тогда, это было круто! Почему, на Ваш взгляд, мы сильно отстали от всего мира в плане создания компьютерных технологий?

Ответ: Прошу прощения, но звуки, которые вы услышали, синтезированы не в виртуальной студии, а в рамках оригинального музыкального проекта, который я развивал на протяжении 4-х лет. Метод попериодного синтеза музыкального звука никем в мире не используется. Между тем он оказался эффективен. Он позволяет, например, получить звук не только фортепьяно, аккордеона или трубы, но и звук смычковых инструментов, до качества которого виртуальные студии ещё не доросли.

  
Проект закончен год назад. Сделаны четыре программы. С их помощью любой человек, имеющий даже маломальское музыкальное образование, может сделать хорошие записи, музыкальных произведений любой сложности по своим нотам, или по нотам, найденным в интернете. Естественно, процесс этот творческий. Можно интерпретировать музыку, создавая нюансы исполнения по своему усмотрению.

     Помимо прямого практического результата,открываются широкие возможности проводить исследования в области музыкального звука, изучать звук, создавать сценарии развития звука для того или иного музыкального инструмента, включать эти сценарии в программу, и, тем самым,развивать проект дальше.

  Подчеркну, проект оригинальный, он использует не общепринятый МИДИ протокол, а альтернативный, более простой способ записи информации – ноты и партитуры готовых мелодий хранятся в обычных текстовых файлах TXT формата. Для редактирования этих файлов студия не нужна, их можно править как угодно,используя обычный Блокнотик.

 
Среди программ имеется и конвертор в привычный МИДИ формат.   Все четыре готовые программы проекта можно скачать отсюда –
http://yadi.sk/d/VEN-Ok3B3NiUqj

В принципе я всегда любил “изобретать велосипед” и показывать
– смотрите мол, как всё на самом деле просто можно устроить.

 Заморачиваться зарубежными штучками не надо.

 Так и в другом. Относительно компьютерного софт продукта наши
программисты всегда были и остаются впереди планеты всей. Просто они эмигрируют и работают за бугром. Потому и кажется – о, как на западе идёт дело!

Вопрос:  Что, на Ваш взгляд есть в ваших детях,чего нет у Вас?

 Ответ:  Не скажу. Мне судить трудно.

Хорошо томиться духом

Геннадий Маков

Хорошо томиться духом,
у кого здоровье есть –
слушать бредни чутким ухом,
можно встать и можно сесть.

Можно бегать на поляну
на росистые луга,
можно трезвым, можно пьяным,
можно голым иногда.

И прикалываться вволю
в жизнерадостных стихах.
Можно в горы, можно к морю…
Но когда, увы и ах –

Боль в коленях и из носа
подозрительно течёт,
жизнь не мучает вопросом,
И в поэты не влечёт.

   Вон – гламурные бандиты
   в телевизоре сидят,
   освещают их софиты,
   пьют вино, икру едят.

   Ты же хлюпаешь в салфетку
   в ожидании конца.
   Жизнь в полоску, или в клетку –
   да какая разница !   ))

Вопрос:  Как Вы относитесь к нетрадиционной поэзии?

Ответ:  Поэзия или есть, или её нет. Это интуитивно. Но к непривычным формам нужно привыкнуть. Чтобы успешно их воспринимать.

плохое и хорошее

Геннадий Маков

Я люблю его, хорошего,
А плохого удавлю.
А после того, как удавлю, опять буду любить его, хорошего.
И буду стихи писать.
Что это вы все на меня пальцами показываете?
Ведь он меня любил.

Вопрос:  Три любимых поэта из ушедших.

Ответ: Блок, Тютчев, Фет.

Вопрос:  Три любимых поэта из ныне живущих.

Ответ:  Если бы был поэт, творчество которого во всём меня удовлетворяло, то своих стихов я не писал бы.

  Из авторов нашего сайта:

 
Владимир Лапчевский – http://www.stihi.ru/avtor/lvn58

 
Жанна Безкорсая – http://www.stihi.ru/avtor/kern1234

 
Борис Фэрр – http://www.stihi.ru/avtor/blud06

Вопрос:  У Вас есть научные работы. Какими из них вы больше всего гордитесь?

 Ответ: Тем, что вошло в диссертацию моей жены.

  Она была прекрасным экспериментатором. Результаты были получены нетривиальные.Однако её шеф в них сомневался, считал их ошибкой эксперимента, и до защиты её не допускал. Я теоретически доказал, что это не так, и предложил своё объяснение наблюдаемого явления. Разумеется это подавалось от её имени. Я писал текст на кухне, жена переписывала и отдавала шефу. Шеф морщился: “Написано кухонным языком”. И то правда, в то время в литературе я был не очень силён. В конце концов шефа мы победили. В принципе это было открытием рекомбинационной эмиссии – в дальнейшем умные академики нам объяснили, что дело было именно так.

  Я уже говорил, семья для меня главное. А остальное – я совершенно лишён амбиций,иначе на научном поприще продвинулся бы существенно дальше. Как никак – лауреат премии Ленинского комсомола, надежды подавал. Но свою диссертацию я защищал много позже.

Взгляд в мутное зеркало

Маштаков

За тусклым зеркалом затёрта амальгама,
Но лучше видится сквозь мутное стекло –
Иду по лестнице, меня встречает мама,
И лето солнечно, и на душе светло,

И сил немерено, и в сад раскрыты двери,
Готов велосипед, на речке – благодать.
И блещут облака, скользя в небесной сфере,
И плещут струи вод, их блики отражать,

Засвечивать глаза стараясь отраженьем.
Я погружаюсь в них, ныряю и плыву…
Дышу на зеркало, и круговым движеньем
Стираю то, что видел наяву.

Вопрос:  Насколько ваша работа в области производства лазерной медицинской техники нашла применения в российских медицинских учреждениях? Как Вы оцениваете уровень технической оснащенности и профессиональной подготовки персонала российских больниц?

Ответ:  Коллектив, в котором я работал (одна из лабораторий НИИ”Полюс”, г.Москва), долгое время имел приоритет подобных разработок.Серийное производство лазерных медицинских установок было налажено на Ульяновском радиоламповом заводе.

  В 90-х годах, как и многое в нашей стране, это производство развалилось. Тем не менее, наши лазеры в больницах успешно работали, и даже позволили выжить -когда перестали платить зарплату, то многие сотрудники, и я тоже,подрабатывали, обслуживая их.

 Когда же развалилась и наша лаборатория, то разработки продолжились в других местах. В нашем НИИ я продолжал работать, главным образом по тематике офтальмологии. Офтальмодеструктор “Оптимум” охотно покупали частные  клиники – он был в 4 раза дешевле зарубежных аналогов и окупался за пару месяцев активной работы.

Сделать предельно проще и дешевле, был принцип того времени, и он себя оправдал.

 Сейчас же возвращается интерес к более сложной и эргономически удобной аппаратуре. Но конкурентных предложений отечественных лазерных аппаратов на рынке пока мало.

  Что касается иной сложной аппаратуры, то проблема состоит не в технической подготовке персонала, а чуть ли не в генетической предрасположенности. Да, тут также как и в поэзии. Есть врачи предрасположенные к технике, а есть и неспособные.

  Моя племянница, Катя, с детства разбиралась в технике и рассекала по дачному посёлку на мопеде. А нынче она – и хирург, и анестезиолог, и незаменимый человек по обслуживанию и ремонту всяких сложных аппаратов.

Вопрос:  Вы довольно поздно начали писать стихи.Почему?

 Ответ: Стихи начал писать, когда почувствовал, что мне это нужно. У меня не было такой мысли, что писать стихи очень интересно, другие пишут, дай и я попробую.Нет, первые мои стихи – проблемные.

 Психологи говорят, не можешь решить проблему, так выскажи её. Ты её обдумаешь, и будешь относиться к ней более спокойно.

  И в дальнейшем моё творчество было жизненно мотивированным.

 Каждый стих – маленький шажочек. Создание себе зацепки. Автор раздвигает купол неба у себя над головой. Это – достойная работа.

Начало возрождения

Маштаков   

   За дорогой ровною
       Сосны да осиночки.
       За туманной осенью
       Стелятся снега.

       Ни в какую сторону
       Нет пути-тропиночки.
       Не найду любимую
       Больше никогда.

       И на уговоры нам
       Лучше не надеятся,
       Не кричать напрасно,
       Не стараться зря.

       Ни в какую сторону
       Жизнь не переменится,
       И как угли красные
       Догорит заря.

       ***

       Моя любимая, не плачь !
       Расстаться нам необходимо.
       А счастье катится все мимо
       За полосою неудач.

       Не плачь – я говорю себе,
       Ведь нити нашей жизни крепки,
       И надо лишь найти зацепки –
       И не останешься в беде.

       И новые возникнут звуки,
       Сольются в тихие слова,
       Зацепят душу … Чьи то руки
       Сплетут из звуков кружева.

Вопрос:  Вы пишите в разных стилях и жанрах. Но модных нынче верлибров на Вашей страничке не так много.

Ответ:  Стиль, способ подачи текста, должен быть оправдан. Классический способ стихосложения даёт много преференций. Хотите мемуарной повествовательности? Пожалуйста. Есть структуры с ослабленной ритмикой, приближающие стих к прозе.

 Хороший верлибр написать очень трудно. Пишешь его, если чувствуешь, что именно так и нужно.

Вопрос:  Ваше отношение к религии и РПЦ?

 Ответ: Атеист. Не крещённый. В то время, и там где был в детстве – никакой религии не полагалось. Тем не менее, верующих очень понимаю.

Голубые купола

Маштаков

Голубые купола ярче неба голубого,
Блеск оклада золотого,
И звенят колокола.
Вон, сорвавшись с языка, звон плывёт от края чаши
Над землёй родимой нашей,
Поднимаясь в облака.

Звук густой идёт волной, собирается в сторонке,
Вместе с перезвоном тонким
Тает в выси голубой.
Перезвон и перестук с этой звонницы высокой
Разливается далёко
От движенья пары рук.

Слава, Господу хвала, краше неба голубого
Голубые купола
И промолвленное слово.
Звон плывёт, а надо мной, в некой выси бесконечной
Ангел мой и ангел твой
Всё целуются беспечно.

Шелест лёгкого крыла, и промолвленное слово,
Голубые купола,
Блеск оклада золотого…
Вот последний низкий “бом” раскатился над полями,
Покружил над тополями,
И померкнул в голубом.

Звон умолк, и в тишине, в непрерывности явленья,
Тенью звука слышны мне
Приближенья, удаленья.
Далеко вся суета, небо – чисто голубое,
А с распятия Христа
Светит солнце золотое.

Этот звон над головой, как божественная милость,
Родниковою водой
Вся земля наша умылась.

Вопрос:  Ваши дети и внуки занимаются творчеством?

 Ответ:  Да,старшая внучка прекрасно рисует. У неё талант побольше моего.

 Сейчас работает в мастерской по росписи керамики. А для себя – делает зарисовки, пишет портреты.

  А младшая этой осенью тоже начала по ходить в школу акварели Сергея Андрияки. Уверен, что успехи будут.


Работа моей внучки. На портрете её подружка.
Масло. Картон был загрунтован методом макания в воду с плавающими пятнами растворителя с красками. Получился такой оригинальный фон. Дм.Маштаков

Вопрос:  С кем-нибудь из поэтов «оттепели» Вам приходилось встречаться?

Ответ: Нет,никогда не стремился. Поскольку поэтом не являюсь. Поясню – поэт это человек, пишущий стихи и существенно изменившийся вследствие этого житейский образ жизни. Меня же ни на какие поэтические собрания калачом не заманишь.

Вопрос: А с кем из известных людей науки Вы были знакомы?

Ответ: 
             В.Г.Д.

День без тебя, с твоим уменьем
Играть тихонечко на скрипке,
День в серых тучах, день осенний
Рассыпан солнечной улыбкой.
В нём тихий, чистый лучик света,
Закатный отблеск на соломе
Ещё не умер. Где ты, где ты?
Наверно, в сумасшедшем доме,
Где косят рыжую траву,
Где я как будто бы живу,
Где комбинация теней.
О нём ли говорю? О ней?…
Неясно слышна эта речь,
И негде до утра прилечь.

16.9.2011

===============
Памяти Валентина Георгиевича Дмитриева.
Выпускник МГУ, ученик Рема Хохлова, профессор,
выдающийся российский учёный, автор многих работ
по нелинейной оптике. Интеллигент, никогда не
дававший повода думать, что говорит с вами свысока,
окончил Гнесинку, прекрасно играл на альте, оставил
после себя не только свои работы, но и внуков
и правнуков. Таких людей почти что уже и нет,
молодые и способные уезжают, преподавать студентам
скоро будет некому
.

Вопрос:  Почему Вы выбрали профессию, связанную с физикой?

Ответ:   Уж так пошло, любил читать о разных физических опытах, справочники по физике читал с большим увлечением, чем художественную литературу. А ведь и история физики поучительна и интересна. Даже религиозные взгляды по ней можно изучать.

Вопрос:  Точные науки помогают процессу создания стихов ?

 Ответ: Прямо процессу создания не помогают, но помогают пониманию того, что делаешь. А осознанная деятельность всегда идёт успешнее.

Вопрос:  Каков, по-вашему уровень стихов на сайте Кравчука?

 Ответ:  Вот тут следует ответить обстоятельно.

  На мой взгляд вопрос задан не совсем корректно. Он предполагает ожидаемый ответ -уровень разный, но можно найти интересных авторов, также попадаются очень хорошие стихи. А вслед за этим ответом возникает вопрос второй – а зачем нужен балласт из не очень-то умеющих писать. И уже вслед за этим вторым вопросом возникает предположение – балласт содержится, чтобы массовые и амбициозные авторы печатались в сборниках за деньги, и тем поддерживали проект на плаву. И далее идёт возмущение, что мол вот, коммертизация – главная путеводная звезда сайта.

  Всё потому, что вопрос неправильно поставлен. А как надо?

  Чем отличается сайт стихи.ру от других подобных сайтов? Вот правильный вопрос. И вот ответ на него:

 Отличается коренным образом. И отличается в первую очередь поэтической парадигмой. Упор сделан не на отбор произведений – плохие или хорошие. А упор сделан на личности авторов и на общение авторов между собой.

  И это очень правильно.

 “Я настаиваю на том, что лирика очень личностное искусство, и жизнь, и судьба автора – неотъемлемая часть искусства, имя которому Поэт.Просто хороших стихов без образа автора недостаточно, чтобы они стали фактом искусства. Поэтому история лирики это последовательность имён, а не набор текстов.” – вот слова Ивана Шепеты, сказанные им в одной из дискуссий.

 Поэзия и раньше рассматривалась, как феномен общения. Читателя бумажной книги с автором. Автором, который ответить не может, но читатель в своём воображении может с ним поговорить.

 Появление интернета с очевидностью сделало этот феномен определяющим.Поменялась и сама тематика общения посредством стихов. Если приверженцы старой парадигмы всё еще пеняют авторам, дескать то, что вы пишите, это сугубо ваше личное, до общезначимого поэтического смысла не дотягивающее, то новая парадигма провозглашает – ну нет, главное в поэзии именно личное, частное,интимно житейское, а вовсе не общезначимое и мастеровито написанное.

 
Сайт стихи.ру в этом смысле уникальное явление нашей культуры.

 Неповторим и талантлив каждый автор на нём. В том случае, если он честен, и не лицедей, то он заслуживает внимания.

 Сайт даёт возможность развиваться авторам и воспитывает массового читателя.

 Придерживаетесь другой парадигмы? Пожалуйста. Самоорганизуйтесь во всякие конкурсы. Продвигайте собственные проекты.

Вопрос: Что Вы думаете по поводу женской и мужской поэзии?

 Ответ:  Что касается авторов нашего сайта, то опасаюсь любовной лирики, исходящей от женщин. Потому захожу к ним с осторожностью. Считайте, что я просто тактичный человек.

Вопрос:  Если бы у Вас появилась возможность поговорить с любой исторической личностью, кто бы это был и почему?

 Ответ:  Не стремлюсь – считаю, что продуктивным разговор может быть только между равными друг другу людьми. Зачем лезть в ту область, в которой смыслишь мало? Зачем стараться казаться более значимым, чем ты есть на самом деле? Это нескромно.

Вопрос:  Каким Вы представляете будущее?

Ответ:  Развитой социализм с цифровым планированием в экономике.

 Наша-то система на неуклюжей системе планирования погорела.

Вопрос: А мне казалось, что СССР съел себя по причине непомерных военных расходов и жуткого авторитаризма?

Ответ:  Сейчас военные расходы не меньше, а может быть даже больше. Сельским хозяйством нужно заниматься. Если будет дешёвое продовольствие, то и особых социальных проблем не будет.

 Опять же, безалаберность планирования. В Сибири в прошлом году урожай зерновых, а ни вывезти, ни заложить на хранение в элеваторы не могут – не помещается.

Вопрос: Как бы Вы охарактеризовалисегодняшнее российское общество?

Ответ:  Правящая партия имеет тенденцию к стагнации. В этом она даже более неповоротлива, чем бывшая КПСС. Волевыми усилиями сверху пытаются эту стагнацию преодолеть, но не знаю, получится ли.

 Кадровый голод также ощущается. Знают это, пытаются не коррумпированные кадры растить. Но что получится, бог весть.

 Элита меняется недемократическим путём, и это правильно, поскольку народу трудно заранее судить, хорош ли чиновник. Если он не проворовался совсем. А если проворовался, и это стало очевидным, то судить уже поздно.

 А одного Шойгу на все сферы жизни не хватит.

 Есть люди, которые считают, что всё, что они говорят, так это как”золотом в граните”. Вот и мучаемся мы с пресловутым ЕГЭ. Кто ж его отменит, если сам повелел?

 Институт педагогических измерений. Что они там измеряют? Разогнать, вот экономия и будет. Учителя у нас, слава богу, пока энтузиасты – сами знают, как и чему детей учить. Лишняя подотчётность до добра не доводит.

Геннадий Маков

Крепыши

На народные шиши вырастают крепыши –
На болоте гумус слой с цепкой хваткой деловой.
   Будем самоочищаться, будем самообновляться,
   На обочине не стой, в хоровод возьмём с собой.
Нам бы только победить, твой черёд – тебе водить.
Вот ведущий, вот народ – зачинаем хоровод.

   Крепыши частушки чешут, так и брешут, так и брешут,
   Руки сами так и машут, ноги пляшут, ноги пляшут,
Перемены и реформы! На болоте кочки-формы
Так и булькают в экстазе, будто рифмы в складной фразе.
   Ты не так построил дом, мы теперь его снесём.
   Академик, ты, зараза, не цитирован ни разу.
   Ставишь датчик скоростей вверх ногами без затей?
   Молотком забей чуть-чуть, улетит куда нибудь.
   А ты знаешь ли ЕГЭ? Где там Э, где Е, где Г?
   Если знаешь – молодец! Хоть похож на огурец.  *

Вот ведущий, вот народ – зачинаем хоровод.
Где ведущий указал – крепышами полон зал.
   Все упитаны, смелы, озираются орлы:
   “Это что за огурец? Всё, пропал, тебе конец.”
Не пробиться сквозь трясину даже и наполовину.
Не скажите, что сачки. Крепыши, боровички!

   Удивляется народ – как коррупция цветёт!
   А ты гумус разрыхляй, удобряй и поливай –
   Всякое растёт в природе на народном огороде.
   Хочешь быть как крепыши? Диссертаций не пиши,
   А размахивай руками на народные шиши.
О ведущем слова нет – сами знаете ответ.
И хоть бог спасал не раз, всех накроет медный таз.
   Думаете, с’час помрём? Крепышам всё нипочём.
   И народ не не вымрет сразу – он выносливый, зараза.


* Милое моё созданье! Наш стандарт образованья –
   Показушная делянка, огурцовая полянка.
   Менеджмента институт – вот где гении растут,
   Мир на свой лад перемерив, Академию  похерив.
Кто виновник сих проблем? Подскажу – на букву М.
Но, как видно, нет другого, хоть тщедушного какого.
Не спортсмена, не гребца, даже и не молодца.
Страшно власть другим давать – начинают воровать.
Или что ещё счебучат – воровать девиц научат,
Их имея при себе в вольной царственной гульбе.
   Можно бы на эту тему очень долго говорить,
   Сомневаясь – переменам должно “быть, или не быть?”
   Инда оторопь берёт – ведь не слушают народ.

Устарел ли этот стих? Всё же 5лет назад написан. Но тогда виделось именно так. На политические темы начал писать со времён отставки Лужкова. Потом плюнул на это и перестал. Лирика мне ближе. Однако и лирика разная бывает 

Зеркальце

Дмитрий Маштаков

Зеркальце, а, зеркальце!
Затерялось где?
Зеркальце, а, зеркальце –
Знаешь о беде?

О беде не надобно
Знать тебе, мой друг –
Посмотри, как славно всё и светло вокруг!

Зеркальце, а, зеркальце!
Затерялось где?
Зеркальце, а, зеркальце –
Знаешь о беде?

И тебе ли, девица,
О беде грустить –
Снег под ноги стелется, серебром блестит.

Зеркальце, а, зеркальце!
Затерялось где?
Зеркальце, а, зеркальце –
Знаешь о беде?

Скачки, да танцулечки,
Счастье, да уют,
Да четыре пулечки в спину попадут.

Дерзкое ты, зеркало,
Дерзкое, как смерть.
Знать бы, что скумекало – 
Знать, и не смотреть.

______
написано на смерть Б.Немцова

Вопрос: В связи с этим стихотворением, посвященным Б.Немцову, Перефразируя известную цитату А.С.Пушкина из ” Моцарта…” Россия и свобода – две вещи несовместные?

 Ответ: Нет, не это я хотел высказать. Хотел выразить только сожаленья.

О. Хайяму

Тысячелетия рассыпались в мгновенья,
их не сочтут.
Бессмертны лишь твои стихотворенья –
Не опыт прошлого они в себе несут,
А лишь о нашей жизни сожаленья.

  
Вопрос: Есть ли у Вас в родном городе любимые места?

 Ответ: Москва не мой родной город, но живу в нём давно.

 Парк культуры. Помню, школьником там на коньках катался. Нескучный сад с минералогическим музеем около него.

Нескучный сад. Фонтан.

 С женой вечером на пригорочке, держа её на коленях сидел. Из кустов вылез какой-то человек, и сказал – Молодые люди, как-то вы нехорошо сидите.

А что нехорошо? У нас уже двое
детей было )) Эти места иногда снятся.

Вопрос:  Ваш любимый цвет.

 Ответ: Сиреневый. Иногда его путают с фиолетовым. Однако сиреневого цвета в солнечном спектре нет. Богатый цвет. У него есть два оттенка – малиновый и лиловый.

Графические работы Дмитрия. Гелевая ручка.

 Я человек любопытный, проблему цвета, применительно к практике смешения красок в живописи, я исследовал – http://www.stihi.ru/2015/12/03/10600

Вопрос: Поделитесь со мной смешной историей, связанной с физикой.

 Ответ:   Был такой забавный случай.

 Перевёлся в нашу группу второго курса с мехмата студент, способный к математике куда более, чем мы. Интегралы у доски щёлкал как орехи.

 Но вот – практикум по электротехнике. Держим в руках паяльники, собираем мультивибратор. Подходит Толя. Дима, говорит, посмотри – у меня почему-то не работает. Смотрю, и говорю – Толя, а ты зачем же провода от изоляции целиком зачистил? Они же замкнулись между собой!

 
А разве не надо было зачищать – оторопел Толя.

 Надо, но только на концах, где паяешь – отвечаю. А посередине изоляцию оставь.

Вот такой математический ум.

Ну да, электроны идут по
проводам. Примем за аксиому. ))

Больше смешных историй тут –
http://www.proza.ru/2018/12/07/1154

Вопрос: Какое масштабное открытие в области физики ждет в ближайшем будущем мир?

 Ответ: Открытие реально существующих гравитационных волн сделано совсем недавно. Исследования в этой области планируется продолжить в космосе,разместив зеркала интерферометра вокруг Солнца на земной орбите.

 
Также ожидают, что будет создан реактор с управляемым термоядерным
синтезом.

Вопрос:  Рецепт счастья от Дмитрия Маштакова.

Ответ:

Мне предвещает синева
сперва – порог зимы янтарной,
у жаркой печки звон хрустальный
бокалов. После – холода,
скрип снега, посвисты метели,
потом – тепло. И в самом деле –
пора лепить Снеговика.
Потом – висящие сосульки,
обколотый с дорожек лёд…
Но всё растает, всё пройдёт.
Как нитка, смотана со шпульки,
кончает вышивку крестом,
зима кончается постом.
Потом и Пасха. Скоро лето.
И вновь маячит осень где-то.
Вновь синева, благая весть,
А после, холод, дождь, ненастье…
Позвольте, стойте – где же счастье?
А это же оно и есть.

9 комментариев

  1. Витя, читаю интервью с Маштаковым.
    Он очень интересный дядька (хотя, почти мой ровесник, какой он мне дядька), но у меня всё время не складывается пазл: как такой накачанный теорией стихосложения неглупый мужик пишет стихи, в которых большинство рифм грамматические?
    Дмитрий, извините, что я о Вас в третьем лице, буду благодарен Вам за комментарии, только очень прошу, не затеоритезируйте простые вещи – вопрос-то совсем простой.

    Не нам судить чужие боли,
    Тем более, что боли нет.
    Лишь ветер свищет в диком поле
    И задувает санный след.

    Но жить то нужно. Переложим /здесь, рифма даже однокоренная, что недопустимо
    Мы стопочку на край стола,/ однородная
    Польём цветы. Бельё разложим /в приличном обществе за такую рифму морду набьют
    В шкафу на полки для белья./ однородная

    И все сосульки сосчитаем, В этом катрене
    И все пути протарахтим, все рифмы
    Так, день за днём весну встречаем, глагольные
    Глядеть назад, мы не глядим. глагольные
    Как и вперёд…

    на влажном склоне
    Пробьётся ёжиком трава, здесь тоже банальности сплошные.
    Сыграет солнце на тромбоне,
    Все запахи в одном флаконе
    Весна задует в рукава.
    ————————————————
    Дмитрий, очень прошу не обижаться на мои вопросы. Они касаются Ваших убеждений и Ваших же стихов, которые между собой, на мой взгляд, совершенно не коррелируются. Или для теоретика это не имеет значения?

    1. Спасибо за комментарий. Не обижайтесь тоже.
      Мне кажется, что Вы не совсем понимаете, как, зачем и в каком качестве в поэзии используется рифма. В этом отношении догм не существует. И рифмы и ритмика и даже образы вовсе не обязаны быть оригинальными. Хотя стихи, построенные именно в этом плане успешно пишутся, и некоторые авторы ими увлекаются.
      Для меня же важна особая интонация, особый флюид, который чувствуется, или не чувствуется при чтении стихов. Ну, тут, видимо особый слух нужен.
      Так вот, оригинальность слов этот флюид могут спугнуть.
      В принципе, все признания в любви до ужаса банальны.
      Если произносить их громко.
      А когда они шепчутся на ухо, то и воспринимаются по-другому. Для речи, произносимой негромко, яркие образы и всякие рифменные штучки не нужны.

      Стих, который мы разбираем, написан на смерть Н.Рубцова.
      Л.Д. это та самая. Помните, на сайте было бурное обсуждение статьи О.Корзовой по этой теме. Два моих стихотворения, это отклик на него.
      Помню, когда О.Корзова принимала стихи на конкурсе, то основное пожелание авторам от неё было – Пишите точнее, пишите, как можете точнее. А о форме – практически ничего. Разве что грубые ляпы найдутся.

      Рассмотрим конкретно. Рифма /переложим – разложим/, если её рассматривать вне содержания, то она, разумеется, плохая.
      Но в контексте я считаю её гениальной )) Она подчёркивает машинальность действий человека, переживающего горе.
      Сюда же бессмысленное “пересчитаем” и “протарахтим”
      А по форме – протарахтим глагольными рифмами. Что в данном случае очень даже неплохо.
      Дмитрий.

  2. Дмитрий, видите ли в чём дело, рифма – это акцент, на ней строится звучание, поэтому самыми идеальными считаются глагольные рифмы, так как они наиболее созвучны. Далее уровень стихотворения оценивается любым слушателем, осознанно или нет, не имеет значения, по уровню уникальности рифм или их банальности и однородности.
    Если сравнивать рифмы “ботинок/полуботинок” и “острове/стрекоз в траве”, то я могу прослезиться над обеими, но вторая вызывает неудержимый восторг полётом мысли и словотворчества, а первая – сожаление о их убожестве.
    Не существует контекста, который оправдывал бы банальность в рифмах и ограниченность в технике.
    Уверен, что стихи должны писаться только о том, чего никто, кроме автора (пусть даже только по его убеждению) ещё никто не видел, не испытал. Именно поэтому даже признание в любви, как бы не был банален сам акт, если оно написано мастерски, никогда не будет выглядеть банальным.
    То же и в остальном.
    Если я слышу словесную эквилибристику Высоцкого, я могу прыгать от восторга, даже если слышу это в сотый раз, но меня всегда возмущает примитивизм текстов большинства песенных “шлягеров”, которые слышатся вокруг, ибо это дурновкусие насильно впихиваемое в меня посредством чьей-то убеждённости, что это любой баран схавает; но дело-то в том, что я не баран.
    Я кое-что понимаю в стихах и сужу о них по их качеству.
    Не согласен с Вами, Дмитрий, что стихи теряют оттого, что в них используются небанальные рифмы.
    К Вашему сожалению рифма “любовь/морковь” и “осень/просинь” были хороши двести лет назад, а сегодня это, фактически, пошлость.
    Да, поэзия – это своеобразный способ мышления, но если ничего, кроме банальности, для рифмы не подходит, нужно менять строку.
    По словам Сергея Ширчкова, которого очень уважаю, “Все инверсии – от лени”. Всегда добавляю к этой фразе: … и примитивные однородные рифмы тоже.

  3. Евгений, Ваш посыл “рифма – это акцент” не вполне верен. Потому что в этой логической цепочке /рифма является акцентом/ выкинуто промежуточное звено.
    В полном виде это умозаключение должно выглядеть так:
    /рифма, будучи нарушением нормы, воспринимается как акцент/
    Действительно, если рифма оригинальная, то она, заставляет прислушаться к себе, акцентируется звуком и тем выделяется из общей монотонии стиха. При этом на ней создаётся и семантический, часто образный, акцент.
    Но вместе с тем, оригинальность рифмы вовсе не является нормой.
    Нормой является монотонное бу-бу-бу ))
    А потому рифмы можно акцентировать, если того хочется, а можно и не акцентировать. Тут уж какова задумка или чутьё автора.

    А что с акцентами? По моим наблюдениям, семантические акценты создаются на любых отступлениях от нормы. Причём, если таких отступлений нет вовсе, или отступления идут регулярно, но необоснованно (например, автор стремиться оригинальничать на каждой рифме), то его стихотворение вряд ли получится выразительным.
    Вот возьмём – Евгений Онегин, первую строфу. Какие там слова акцентируются произношением? Не рифмы, а пиррихии. Они создают выразительность. А рифмы там самые обычные. И даже глагольные.
    _____________
    Про /ботинок – полуботинок/. А почему бы и нет?

    Я снял с ноги своей ботинок,
    А на полу, а на полу
    Лежал её полуботинок,
    И мокрый зонтик был в углу.

    А на матрасе, на матрасе –
    Ряды тортов, закусок, вин,
    Любовь-морковь была в каркасе.
    Ну, не кровать, а магазин.

    От зонтика стекала лужа,
    Её полуботинок мок.
    Она всё рассказала мужу,
    Я удержать её не смог.

    Я в руку взял полуботинок.
    Поспорил с мужем тет-а-тет,
    С тех пор его больших ботинок
    Не вижу я уж много лет.

    С тех пор как пара голубочков,
    Живём, воркуем по весне.
    Полуботинок её дочки
    Уже почти что впору мне.
    __________
    ))

  4. Дмитрий, Вы так изящно вплели этот пример стёба (крайне семантически неудачного, кстати), что я даже испугался – не упустил ли я чего у Пушкина.
    То есть, Вы, поправ здравый смысл построения фраз в русском языке, свалили в один стишок рифмы, ставшие образцом банальности, и пытаетесь на этом фоне убедить меня, что Ваше “переложим/разложим” – гениальность?
    Ну что ж, в таком случае, я – Святая Тереза.

  5. “Нормой является монотонное бу-бу-бу ))
    А потому рифмы можно акцентировать, если того хочется, а можно и не акцентировать. Тут уж какова задумка или чутьё автора”
    ———————————————————-
    Приведу ещё одно высказывание о стихах.

    Даниил Иванович Хармс
    «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворением в окно, то стекло разобьётся.»

    Цитаты – http://tsitaty.com
    ————————————————————
    “бу-бу-бу” с акцентами на единичных вменяемых рифмах – это подделка под стихи.

  6. Прошу прощения, но ведь Пушкин именно так писал.
    Возьмите перовую строфу. Где там оригинальные рифмы?
    Таковых неординарных рифм нет. Глагольные ЧЕРЕДУЮТСЯ с обычными.
    Разве не так?
    Разумеется бывают стихи “бьющие стёкла” по Хармсу.
    Но жить постоянно среди бьющихся стёкол, это не дело.
    Это даже ненормально ))

  7. Нет, Пушкин писал не так.
    Даже большее, чем принято сегодня, количество грамматических рифм в его произведениях не портило их – в них был чистый русский язык, отлично выстроенная стилистика, великолепное построение строф, выверенная размерность и ритмика.
    Сегодня стихи пишутся по-разному, но в хороших стихах почти нет однородных, грамматических рифм – словарный запас расширился у большинства людей, особенно у тех, кто много читает хорошей литературы, написанной правильным языком. Сейчас такая возможность появилась у большего числа читателей, благодаря развитию коммуникативных сетей. Шире стали возможности и в пользовании справочной литературой.
    Косноязычие и безграмотность остались уделом ленивых либо тех, кто читает всякую дрянь, не повышая своего языкового уровня.
    Я не говорю о Вас, Дмитрий. Вы судя по Вашим рассказам, читаете, в том числе и литературу по стихосложению, и даже что-то открываете для себя самостоятельно, правда теории у Вас странные, как и представления о стихах.
    Я тоже не призываю постоянно стихами окна разбивать, но “бу-бу-бу” – это за гранью восприятия стихотворчества.

  8. Я же шучу. “бу-бу-бу” это монотония. Мы с Тимофеем по этой части постоянно спорим. Есть мнения (Елена Невзглядова) о том, что монотония – монотонная интонация с которой читается стих, обессмысливает его. А именно – уничтожает сообщительную информацию текста. Текст воспринимается как звуковой феномен, прошитый внесемантическими связями. На фоне этих, ощущаемых фонетически связей выходят на поверхность иные смыслы слов. Слова уже не воспринимаются однозначно. Они многозначны. Они играют новыми своими смыслами, интерферируя между собой. В результате получается поэтическая аура, полная образов и аллюзий.
    Вот такой результат получается от монотонного “бу-бу-бу”.

    Однако, когда монотония нарушается, и к речи возвращается её естественная интонация, то и к словам возвращается их сообщительный смысл. Эти-то слова и акцентируются семантически. Но это уже не Е.Невзглядова, это уже я продолжаю таким образом её рассуждения. Думаю, что я прав, и что так оно и есть.

    Во всяком случае акценты точно появляются на нарушениях нормы. Вот статья, в которой этот феномен подтверждается – http://www.stihi.ru/2014/06/19/2869
    В статье рассматривается стихотворение, в котором нормой является цезура посреди строк. И вот эта норма изредка нарушается. Что получается, читайте.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.