Три вопроса авторам “СТИХИ.РУ”

Я далек от тонкого понимания поэзии, потому что не профессионал, а любитель. Но, как любителя стихов и просто человека и гражданина меня волнуют вопросы, связанные с этим волшебным творчеством: местом в истории современных поэтов, проблемы и развитие поэтического языка, новые его формы и перспективы сетевой поэзии. Помочь разобраться в этом я попросил авторов самого крупного литературного сайта России «СТИХИ.РУ». Вот три вопроса, которые были предложены мной:

  1. Ваше мнение о современной русской поэзии.
  2. Как изменился поэтический язык со времен Лермонтова, Пушкина, Фета ?
  3. Поэзия и интернет. Ваш взгляд на тему.

Вначале несколько цитат известных российских политиков:

Я сегодня ночью – ну как-то готовился. Ну, решил на свежую голову, так сказать, часа в два ночи почитать Пушкина. И вы знаете, оказалось не так просто. (Б.Ельцин)

У меня к русскому языку вопросов нет…( В.Черномырдин)

Я чисто говорю нормы русского языка.

Пушкин несчастный был. Лучше бы его не было совсем. (В.Жириновский)

А вот мнения уважаемых авторов:

Борис Ничеухин, поэт, Санкт-Петербург

1.       Хорошее мнение. Встречаются совершенно талантливые и уникальные авторы. Конечно, я мало кого читал, но кое-кто зацепил моё сердце. По ним я и себя меряю, совершенствуюсь, так сказать. Но не нравится мне то, что имеющие деньги и связи собираются в свои союзы-тусовки, заказывают ордена-медали и вешают друг дружке, провозгласив себя хрен знает кем какой-то степени) а почитаешь… так, ничего особенного.

2.       Наверно, изменился. Если это работает на улучшение, то я приветствую. Но забывать бы классиков я не советовал, просто брать самое лучшее (без плагиатства). К примеру, онегинскася строфа крайне благодарная, я периодически возвращаюсь к ней, писать (да и читать написанное) одно удовольствие! С другой стороны, я не люблю поэзии «ни о чём» поэтому писать надо о современности, о наших бедах-проблемах-любовях, можно и старым слогом, если это органично и талантливо.

3.       Это данность и она будет только развиваться. Сколько людей во всем мире познакомилось-подружилось на творческих сайтах и в соц. сетях! Вот сидел бы я в своей конуре и писал в стол. А так… в прошлом году, благодаря знакомству на стихи.ру, я слетал с супругой в Израиль, встретился с массой интересных авторов, почитал свои стихи. А что с книгами? Цены на издание книги кусаются, поэтому я с известных пор перестал мечтать. Электронные издания надо двигать, а это уже к молодым и продвинутым авторам.

Анатолий Чертенков, поэт, Тихвин

  1. Современная русская поэзия – звучит, как “рыба второй свежести”. Она (поэзия): или есть, или её нет!…
  2. Поэтический не изменился… Впрочем, как и матерный… Однако, нужны переводчики…
  3. Поэзия и интернет…. Это как любовь по телефону…

Евгений Гордеев, поэт, Смоленск

  1. На мой взгляд высокое предназначение современной русской поэзии осталось прежним – глаголом жечь сердца людей. Однако значимость поэтов и поэзии в государственном масштабе значительно  упала, поэтическое слово перестало быть движителем  народных масс, а значит, – перестало  представлять реальную  угрозу для власть предержащих. Поэтические  чтения стали более кулуарными, в них участвуют практически одни и те же лица – и поэты, и слушатели. Многочисленные  поэтические конкурсы, фестивали, форумы стали одной из форм коммерции и не привлекают широкого круга участников в масштабе всей страны, превратившись в некие междусобойчики. Издание поэтических сборников  тоже стало не мерилом таланта автора, а мерилом толщины его кошелька. Поэтому появление тысяч новых авторов отнюдь не свидетельствует о масштабном наступлении поэзии… Вместе с тем, отмечу, что современная русская поэзия не убита, живет н местах вплоть до самой глубинки, пользуется спросом у определенной части населения и среди авторов, включая молодых, немало истинных талантов, за которыми – будущее российской поэзии.
  2. Вряд ли стоит здесь подробно и с примерами рассуждать на эту тему ибо она – огромна…Скажу лишь, что, несомненно, современный поэтический язык со времен этих столпов русской поэзии претерпел  значительные изменения… Он стал более лаконичным, порой,- до сухости, но более информативным.   В нем утрачены многие исконно русские слова, но находят место слова иностранного происхождения. Он стал гораздо многограннее по  поэтической форме, прогрессивнее и экспериментальнее, вместе с тем утрачивается, порой, простота и ясность, доходчивость, народность выражения мыслей, а то и просто духовность…

С приходом интернета поэзия стала многократно доступнее как для автора, так и для читателя. Сотни тысяч поэтов и лиц, считающих себя таковыми, излили свои творения на души, сердца и умы миллионов Землян… С одной стороны – это хорошо, ведь не каждый имеет материальные возможности для опубликования своих произведений. А с другой стороны – девятый вал поэтического ширпотреба   низводит поэзию до уровня неолита, увечит вкус широких читательских масс, а то и вовсе отворачивает  от нее людей. Вместе с тем, интернет позволяет, не отходя от стола, участвовать в литературных конкурсах и фестивалях… Но вcе это имеет и негативную подоплеку, заключающуюся в том, что интернет способствует массовому перекочеванию поэзии  с реальной сцены, клубных подмостков, из зала Политеха… на сцену виртуальную…и переводит живое человеческое общение в виртуальное – на чатах, форумах и пр.

    Вот хорошо бы тем, кто в этом разбирается, создать в интернете такой поэтический клуб, в котором поэты, любители поэзии  в режиме реального времени могли бы собираться у экрана монитора и читать вживую свои стихи…

Евгений Агуф, поэт, критик, Москва

 1. Считаю, что в условиях существования интернета техника стихосложения стала значительно доступнее. Доступнее словари, доступнее справочная литература, в том числе и по теории стихосложения. Именно поэтому написать качественное стихотворение сегодня легче.
   Что же касается Поэзии в самом обширном понимании, то настоящих поэтов, от стихов которых кружится голова и захватывает дух, становится больше, но не так стремительно, как могло бы показаться при взгляде на численность поэтических порталов.
   Есть, кстати и внесетевые, коммерциализированные поэты, стихи которых, по разным причинам, привлекли внимание издательств. Основным требованием издательств является “уникальность” текстов, отсутствие доступа к ним через другие ресурсы, в первую очередь, через интернет сеть.
   Не могу ручаться, что качество стихов “печатных” лучше или хуже “сетевых” – они просто есть, зачастую, их уровень несколько выше, чем средний уровень стихов из поэтических интернет порталов. Это, скорее всего, обусловлено профессиональным выбором редакторов издательств.
   Следует посетовать на массовый непрофессионализм литераторов сети, который, при наличие хоть какого-то таланта автора и профессионализма корректоров и редакторов, в печатных изданиях проявляются как достаточно грамотное литературное произведение. Если же и автор имеет профессиональное филологическое образование, то его произведения могут быть изначально хороши настолько, что их не портит даже доступность в сети.
   В интернет пространстве больше выбор, но и больший разброс по уровню, поэтому достойных труднее отыскать. Конкурсы, к сожалению, мало способствуют такому поиску, не говоря уже о полной бесполезности различных систем рейтингов, применяемых на порталах.

   Уровень мастерства поэтов сегодня наиболее надёжным, на мой взгляд, способом можно попытаться определить, читая сборники “Финалистов конкурса поэт года”. Дело в том, что отбор в число финалистов этого конкурса проводит более-менее профессиональное жюри, при этом, на данном этапе ни у кого из них нет личной заинтересованности, кроме отсева откровенно слабых или посредственных произведений. По моим многолетним наблюдениям, в финальном этапе этого ежегодного конкурса часто срабатываю иные критерии, которые не всегда служат только уровню отечественной поэзии, поэтому среди призёров часто встречаются сомнительные личности. Это мой взгляд, который может не совпадать с мнением жюри конкурса, но многие из победителей и призёров этого конкурса находятся в моём списке избранных, и включены в него раньше, чем я начал следить за ним.

   Знаю ещё несколько конкурсов, где уровень судейства очень высок, и победители не бывают случайными или недостойными – это “БЛК” и пара многоэтапных международных конкурсов, с некоторыми арбитрами которых знаком и уверен в их беспристрастности.

   2. Поэтический язык, включающий в себя, конечно, не только лексический уровень, но и технику, в сравнении с периодом “серебряного века”, значительно продвинулся.
    В немалой степени, этому способствовал тот же интернет. К счастью, на русскоязычное стихосложение относительно небольшое влияние оказывает современная западная поэзия, которая в классическом понимании всё больше удаляется от классической структуры стихотворений, отказывается от силлабо-тоники, упрощая задачи для самовыражения, но давая возможность называть себя поэтом любому, кто может связать пару слов, записав их в виде отдельных строчек.

   Наличие хороших стихов ещё не гарантирует уровня поэта. Уровень поэта определяется сочетание таланта, техничности, усидчивости, но главное – это стабильность. Чем больше у автора хороших стихов, тем скорее его можно отнести к числу мастеров от поэзии. Хорошие стихи встречаются у многих, и это, чаще, говорит о потенциале, но когда у поэта каждое стихотворение вызывает восторг, значит поэт не только талантлив, но и является мастером стихосложения.

   3. Интернет, безусловно, великое достижение человечества. Его влияние трудно переоценить и в отношении поэзии. Фактически, сегодня каждый грамотный человек, имеющий чувство ритма, может научиться писать сносные стихи, которые не стыдно прочитать друзьям или родственникам. Что до высокого уровня стихосложения, то здесь есть два аспекта: во-первых, чтобы научится писать хорошие стихи, нужно иметь не только амбиции, но и умение слышать критику, уметь из самой жуткой и бестактной рецензии извлечь пользу; во-вторых, для написания хороших стихов нужно много времени. Не обязательно на непосредственное написание должно уходить много времени, но когда автор знает и понимает как именно надо писать, чего нельзя допускать категорически, что можно позволить себе в ограниченных количествах, в том числе в случаях, когда автор достигает вершины собственных возможностей, в этом случае много времени уходит на доработку и переработку написанного. Человек, который не работает с написанным, которому “Нектосвыше нашептал” стихи, и они уже поэтому шедевральны, никогда не станет сколь-нибудь хорошим поэтом.

Татьяна Парсанова, поэт, Наро-Фоминск

  1. Поэзия жива! И это главное. Сколько бы не говорили критики и хулители нынешней поэзии, что поэзия сейчас переживает не лучшие времена, думаю это не так. Да, возможно, востребованность поэзии в наш динамичный век уже не такая как, даже 30 лет назад (Я уж не говорю про век 19) Да, к сожалению, засилие слабых, попсовых текстов, которые звучат с экранов телевизора с детства воспитывают у молодого поколения вкус к примитиву. Но в тоже время сейчас, как никогда, возросло число пытающихся укротить Музу. И уверена- 21 век оставит не менее громкие имена Поэтов, как и век 19, и век 20.

2. Ничего не изменилось. Ничего. Как было 7 нот – так 7 нот и остались. Как были рифмы – основополагающее при написании стихотворения – так и есть. Чтобы не придумывали сейчас новомодные бунтари – это всё проходящее. Но основа поэзии – она всегда неизменна.
Другое дело темы стихов. Да, здесь огромное влияние на любого человека (поэта и прозаика) оказывает окружающий мир. Наш разговорный язык (не поэтический, а именно разговорный)  претерпел огромные изменения. Мы уже не скажем “ОКО”, а Пушкин и представить не мог, что означает слово “СМС”)))))))))


3. Здесь можно спорить до хрипоты о пользе или  вреде интернета. Я не знаю… Но я рада, что с появлением интернета  любой человек – начинающий Поэт, раскрученный гений или наоборот не признанный –  могут свободно высказывать свои мысли. И для любого, вне зависимости от статуса и умея писать – найдется свой читатель и свой  почитатель.

Николай Максиков, поэт, Камышин

  1. Россия из самой читающей страны стала самой пишущей. Ни один народ мира не выплёскивает такого количества рифмованных чувств! Среди авторов есть превосходные поэты, виртуозы, экспериментаторы, открыватели новых направлений. В США, по-моему, ежегодно выбираются лучшие поэты для составления антологии американской поэзии – вот чего не хватает нам, мне кажется. Составление такой антологии помогло бы отсеять из половы настоящие зёрна и сохранить их для истории.

2. Поэтический язык, разумеется, претерпел изменения. Прежде всего, из-за стремительного прогресса, социально-политических преобразований и т.п. Но и требования к стихосложению выросли! То, что во времена оные считалось превосходным созвучием, ныне  нарекают «банальной рифмой». Т.е. качественно стихи выросли. Речь не идёт о графоманстве, поскольку это явление существовало всегда.

3. Трудно  однозначно сказать о плюсах и минусах. Евтушенко и Рождественский сегодня стадионы не собрали бы. Зачем я пойду слушать, если всё это в компьютере в переизбытке? И это главный минус. Минус и то, что масса бездарных стихотворений (?), блуждая по просторам сети, дискредитирует поэзию, не учит хорошему вкусу, служит примером распространения графоманства.

Наталья Троицкая, поэт, Хакасия

  1. Если «перелопатить» современные литературные сайты, то можно найти немалое количество настоящих талантов среди множества и множества любителей и графоманов. К сожалению, настоящая поэзия сейчас востребована в довольно узких кругах.
  2. Опять же, если говорить о настоящей поэзии, а не о графоманстве, стал более оригинальным стиль, более богатым на эпитеты и образы язык, более сложной стала рифма.
  3. Учитывая, что пробиться в официальную литературу могут только избранные властью (в основном), то интернет дал возможность единомышленникам найти друг друга и познакомиться с творчеством по-настоящему сильных авторов.

2 комментария

  1. И всего-то три вопроса…
    И потекла беседа…

    ПРО МАЛЕНЬКУЮ ДЕВОЧКУ,
    ПУПЫРЧАТЫЙ ОГУРЧИК И ФИЛОСОФИЮ

    Однажды два убелённых сединами старца, проходя мимо деревни, увидели маленькую девочку.
    Малышка стояла возле огуречной грядки и громко смеялась над пупырчатым уродцем.
    Насмеявшись всласть, девочка наклонилась, сорвала огурчик, вытерла его о подол платьица и съела.
    «– Пожалуй, свою новую поэму», – сказал один из старцев, – я начну словами: жила-была на свете маленькая девочка …
    – Нет! – возразил другой, – начинать надо: жил-был на свете маленький огурчик.
    И полилась беседа…

    Так на земле появилась философия.

    Всем удачи!!!

  2. Интересная дискуссия закончилась в обсуждении итогов первого тура “Весеннего Кубка стихиры”.
    Темы поднятые там интересны ещё и тем, что перекликаются, некоторым образом, и с этим опросом на блоге Виктора Мардони; там есть грамотные и эмоциональные аргументы, жаркие перепалки, не переходящие граней приличия.
    Советую почитать и, если захочется, принять участие.
    https://stihi.ru/rec.html?2019/03/22/4700

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.