Лампа вдохновения.

Пусть горит вдохновения свет

Александр Поповв

Вчера прочитал статью одной титулованной критикессы, переводчика, поэта, музыканта. В ней она говорила о графоманах, что их на Стихире 99, 99%, говорила о том, чтобы они лучше не писали и не уничтожали леса, и всё это в пренебрежительном и высокомерном тоне. Стихира – это душевная радость для многих авторов. Да и где та грань, которая разделяет поэта и графомана? Эта статья произвела сильное впечатление на меня и вылилась в этот несовершенный стих.

Мне важнее душевность строки,
Не приемлю гордыню и спесь.
Я люблю помечтать у реки
И смотреть в бесконечность небес.

Критиканов не бойтесь, друзья!
Пусть горит вдохновения свет!
Вы пишите, вам время – судья,
И оставьте в поэзии след.

Пусть зовут графоманами нас,
У поэтов – особенный круг,
Пусть кичатся, не липнет к нам грязь,
И без них обойдёмся, мой друг.

При царе жил торговец Иван,
По фамилии Суриков он,
Говорили о нём – графоман,
Что в стихах далеко не силён.

Про рябину его всё поют,
И про степь, где ямщик умирал,
Лишь потомкам оценивать труд,
Ждёт надменных бесславный финал.

Критиканов не бойтесь, друзья!
Пусть горит вдохновения свет!
Вы пишите, вам время – судья,
И оставьте в поэзии след.

Первое место в рейтинге на сайте Стихи.ру, а именно это произведение с 61 положительной рецензией занимало такую позицию на 25 мая 2019 года, являет статус не только, а может быть не столько самого стихотворения, сколько определяет репутацию самого автора.

А показатель шкалы верхних строчек этого сомнительного баттла сродни репутации обладателей Звезд Героя России Рамзана Кадырова и генерал-майора Валерия Евневича, лично руководившим действиями танковых подразделений Таманской дивизии во время военного переворота осенью 1993 года , Ордена Почета народного,заслуженного артиста РФ Филиппа Киркорова, своим гениальным творчеством значительно улучшившем жизнь людей России, Ордена Дружбы народов Николая Цискаридзе и ордена Андрея Первозванного Валентины Матвиенко, внесшими свой непосильный вклад в дело райского народного существования…

Но не поэтическое словоблудие чемпиона Александра Поповва заставило меня написать этот пост. Замечательное лирическое вступление, очевидно, сочиненное в порыве высочайшего вдохновения, под действием ежедневного многочасового созерцания «бесконечности небес», заинтересовало меня своей  душевной изворотливостью, притворством и ложью,  на генном уровне внедренные в одельную хромосому глубинного русского народа.

Вряд ли «титулованная критикесса, переводчик, поэт, музыкант» позволила бы себе назвать безосновательную и явно провокационную цифру в 99,99%, характеризующую количество графоманов на стихире, к коему числу , по моему убеждению, относится Александр Поповв.  Поэтому, уважаемый автор не утруждает себя назвать имя этой поэтессы. В лихо выдуманном прозаическом вступлении его удивляет, что о графоманах автор критики высказывается  «в пренебрежительном и высокомерном тоне».

Позволю заметить, что поэзия такое же ремесло, как скажем труд слесаря или токаря, правда относящееся к искусству и создающее поэтический продукт не ручным способом, а посредством душевно-духовных сил.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда...(А.Ахматова)

Однако, одного вдохновения мало для создания настоящего поэтического произведения. Основой успеха все же является упорный, ежедневный труд. И опусы, подобные вышеприведенному стихотворному испражнению в защиту рукожопного отношения к ремеслу поэта, пишут в оправдание своей лени и невежества.

… красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра. ( О.Мандельштам)

Хотели бы вы, чтобы слесарь , ремонтирующий ваш личный автомобиль, делал это с большой душой, от всего сердца, но без должного умения и квалификации?

От искренней любви к процессу доставания гаечных ключей и их мелодичному позвякиванию качество ремонта будет плачевным. Вряд ли и вы об этом графомане от автосервиса будете говорить доброжелательно…

Относительно расхожей фразы, оправдывающей безумную халтуру на сайте, «стихира – это душевная радость для многих авторов».

По признанию серийного убийцы, педофила и каннибала Андрея Чикатило, совершившего 43 убийства, он во время своего кровавого творчества испытывал высочайшее душевную радость и умиротворение. Но это обстоятельство не дает права убивать, не так ли?

А если вы, дорогой Александр, не видите грани между настоящей поэзией и графоманством, это первый признак, что вы больны. И болезнь эта – графоманство.

Вряд ли бы вы опубликовали это стихотворение в таком виде, если бы профессионально и дотошно трудились бы над ним. Стихира – своеобразное отражения устройства нынешней России.

Группы петухов и кукушек (подробнее в моей статье https://vmardoni.ru/archives/97  «Полезное Путешествие или семь советов новичкам Стихи.ру»), само организованные на сайте для накручивания  рейтинга- совершенные копии групп поддержки бездарных кандидатов в депутаты, в президенты …

Ложь настолько естественно адаптировалась в организме русского человека, что она стала казаться правдой для самого человека. В своем стихотворении автор, копируя поведение группы лиц, объединившихся в Кремле против собственного народа, призывает свою многочисленную паству к дружбе против «критиканов». Графоманы от власти ли, от поэзии всегда отвергают критику, не приемлют мнения, отличного от собственного, но мечтают оставить в истории и поэзии след.

Уважаемый Александр, пока вы мечтаете, сидя у реки, о глубине царапины вашего творчества, оставленной на скрижалях мировой поэзии, вашу Родину уничтожают под сладкие песни липовых народных артистов фальшивые патриоты с двойным гражданством и криминальным прошлым.

Не кажется ли вам, что дело чести настоящего поэта говорить сегодня об этом? Или вы думаете, что объединившись против критики и критиков, обеспечив себе рецензионную поддержку себе подобных, повторите славу Ивана Сурикова?

 Мне кажется, что ваша лампа вдохновения слегка коптит….

2 комментария

  1. Эх, не хотелось ввязываться в полемику, давно ставшую на СТИХИ.РУ общим (читай – отхожим) местом, но мне показался спорным основной посыл, которым ты, Виктор, проводишь черту, отделяя графоманов от настоящих литераторов.
    Думаю, в этой статье есть несколько проблем, сваленных в одну кучу.
    Первая – это проблема существования на сайте СТИХИ.РУ слоя, состоящего, в основном, из отпетых графоманов, которые получают удовольствие не столько от написания малоценных стишат, сколько от обладания незаслуженным, накрученным за счёт сомнительной “взаимовыручки”, рейтингом. Этакие халифы на сутки – хоть раз, но мой.
    Система рейтинга несовершенна, а недобросовестные люди, одержимые тщеславием, этим пользуются.
    Эта проблема давно и много раз обсуждалась, поэтому не заслуживает траты на неё времени.
    Вторая проблема – графоманство как таковое.
    Когда из человека льётся некий “поток сознания” сомнительного содержания и сомнительной же формы, когда нет времени и желания что-то править, а есть желание сляпать кое-как и строчить дальше, когда нет мотивации к самосовершенствованию, а есть только жажда тщеславного обладания незаслуженным местом на вершине кучи разнородного сора, называемой РЕЙТИНГОМ, где качество присутствует, примерно, в средней части – именно в этом случае стоит говорить о графоманстве в самом неприличном его проявлении.
    Сам по себе термин “графоман” не обиден хотя бы потому, что не описывает сути.
    Разве плох поэт, который одержим написание стихов? Разве плох автор, который пишет много и хорошо? Кто знает, сколько ради этого “хорошо” автору пришлось работать? Есть немало авторов, у которых сразу получается качественно. Другое дело, что нет предела совершенству, и работа на стихами, как правило, делает их лучше; но что это за работа, знает только автор – иногда над одной строчкой работать приходится день, а потом возвращаться к ней, чтобы что-то получилось, например, через несколько лет; а бывает, и довольно часто, сразу получается удачно, и без особых усилий – это как пойдёт, тут не угадаешь. Сочетание мозгового штурма и вдохновения, умения сосредоточиться и желания сделать стихи лучше – это то, что отличает стихотворца от графомана, в худшем смысле этого термина.
    Третья проблема касается не столько кому и как писать, а О ЧЁМ.
    Не думаю, что обязанностью поэта является злободневность или обличительство.
    Главное в любом творчестве – одарённость, сочетающаяся с мотивацией к мастерству.
    Недаром, новации в искусстве, зачастую, представляют собой вещи в себе, когда нет других поводов созерцать, кроме самого созерцания. Это говорит о том, что не так важно О ЧЁМ, важнее – КАК.
    В то же время, это самое КАК у каждого человека опирается на внутреннее содержание. Если читатель (зритель, слушатель) пуст и не подготовлен к восприятию, его невозможно восхитить чем-либо – произведение должно совпадать с внутренней потребностью того, кому оно адресовано, иначе не возникает синергизма, рождающего волну восторга, ради которой стоит творить. Любые поделки, являющиеся утилитарными, однодневны и не доставляют эстетического удовольствия сопричастности..
    Однако, не стоит запрещать плохому плотнику строить некрасивые заборы, вокруг ямы, в которую могут угодить немощные старики или детишки – эти заборы нужны, и почти нет разницы, будут ли они красивыми, главное, чтобы они были.
    Так и некачественные стихи Александра – они должны быть, чтобы было с чем сравнивать, чтобы было понятно, что так делать не нужно..

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.