Большое интервью. Надежда Литовченко. Натура из шкафа.

Надежда Литовченко, поэт, переводчик, автор книги  «Натура из шкафа», проживает в Волгодонске. https://www.stihi.ru/avtor/ladynoch

 

Один мой знакомый, читатель и поклонник моего блога, непримиримый критик, вдохновитель и генератор множества творческих идей, попенял как-то мне на отсутствие молодых талантов в моих материалах. Сегодня я попытаюсь исправить этот несомненный изъян. Представляю вам Надежду Литовченко, молодую, красивую поэтессу, прозванную за обворожительную улыбку авторами литературного сайта Стихи.ру, Чеширкой…

 

 

Вопрос: Твой город детства – Волгодонск. Какие воспоминания с ним связаны?

Волгодонск – тихий, не большой город. У нас очень красивая природа. Наши места славятся вкусной рыбой и раками. Самые яркие воспоминания из детства, пожалуй, когда летом, большой семьёй выезжали на природу, с палатками, котелками для ухи, удочками, чтобы рыбачить, а ночью долго сидели у разведённого костра, смотрели на проплывающие корабли.  У меня было счастливое, беззаботное детство.

Многие места в городе, в первую очередь, напоминают о друзьях детства, которые все разъехались по разным городам.

 

   Вопрос: Расскажи о своей семье.

Мои родители простые рабочие. Папа по образованию сварщик, долгое время работал по профессии, в 80-ых годах много участвовал в конкурсах, посвящённых сварочному делу. Имеет немало грамот и наград. Но в 90-е годы, в связи с развалом Советского Союза и нестабильной ситуацией в стране, профессию пришлось менять. Папа занялся ремонтом автомобилей. По сей день работает на станции тех. обслуживания, став одним из лучших и в этой сфере.

Мама – домохозяйка. Полностью посвятила себя семье, обустройству быта, воспитанию меня и старшего брата.

С братом очень хорошие отношения, (разница в возрасте у нас небольшая – 3 года). Даже в детстве мы редко ссорились, скорее всего потому, что нас так воспитали родители, сумели привить чувство уважения друг к другу, чувство любви, понимания, взаимовыручки, сплочённости. Наша семья очень крепкая и дружная. В октябре этого года исполнится 35 лет со дня свадьбы моих родителей. В наши дни — это редкость. Я горжусь ими, они у меня очень сильные и мудрые люди. Папа – настоящий мужчина, крепкое плечо, на которое всегда можно опереться, надёжная стена. Мама – истинная

хранительница очага. Умная, понимающая женщина. Мама, пожалуй, чувствует на интуитивном уровне, где нужно дать совет, поддержать, а где лучше промолчать. Я думаю, что мои родители сохранили свой брак, потому что они умеют прислушиваться друг к другу, уважают и ценят, умеют идти на компромиссы и находить золотую середину.

 

Вопрос: Что вдохновило тебя на занятие творчеством? Помнишь свое первое стихотворение?

Наверное, сейчас сказанное прозвучит банально: меня вдохновляют люди. Самое первое стихотворение я посвятила своей подруге. Мы знаем друг друга столько, сколько себя помним. Наши мамы подружились, когда мы были совсем маленькими. Мы жили в одном подъезде и практически всё время проводили вместе, не было ни дня, чтобы мы не ходили друг к другу в гости, а с годами наша дружба только укреплялась. Когда нам было лет 12-13, моя подруга с родителями, уехала в Казахстан, у нас с ней даже не было возможности писать друг другу письма, точнее, писать мы их пытались, но они, спустя какое-то время, почему-то всегда возвращались обратно. Мы очень скучали друг по другу. Моя тоска вылилась стихотворением. (Улыбаюсь). Я до сих пор помню его наизусть, а выглядит оно так:

 

Анне Супруновской

 

Как тяжело, когда нет рядом человека,
Который понимает всё без слов,
И долгим будет год разлуки,
Тот год, который счастье унёс.

И вечно буду ждать этой встречи,
И той минуты вечно буду ждать.
Ещё увидимся с тобою мы не скоро,
И грусть переполняет сердце мне опять.

И хочется мне птицей быть на воле,
Раскинуть крылья и лететь к тебе.
Но понимаю я, что это невозможно,
И снова остаюсь одна я в пустоте…
1999 г.

С Аней Супруновской

Сейчас мы с Аней, тоже живём в разных городах, но верно говорят, что настоящая дружба не боится ни испытаний, ни расстояний, уж мы с ней знаем это точно. Наша дружба, как хорошее вино, с годами становится только крепче.

 

Вопрос: Как твои родные относятся к твоему творчеству?

Родные относятся к моему творчеству спокойно. Честно сказать, они редко читают мои стихи, (включая и родителей). Уверена, если им показать что-нибудь из моих стихов, они вряд ли скажут, кто автор. Родители, кстати, очень удивлены тому, откуда у меня это. Никто подобным талантом не обладал, да и ценителей поэзии, среди родственников, практически нет. Мои стихи любят читать друзья, знакомые, или же, вообще посторонние люди.

Но я надеюсь, что родные гордятся моими успехами в творчестве, хотя и молчат об этом. Иногда я думаю: а может, оно к лучшему что так? Это даёт стимул развивать свой талант ещё больше, двигаться дальше, помнить о том, что многому ещё надо учиться. И здорово, когда сам понимаешь, что со временем, ты стал на уровень выше в творчестве, чем был когда-то.

 

Вопрос: Были ли у тебя секреты от родителей?

Покажите мне такого человека, у которого нет секретов от родителей! Были, конечно, да они и сейчас есть. И я не открою Америку, если скажу, что мы не рассказываем родителям всего, с целью оградить их от каких-либо переживаний, или огорчений. Да и вообще, в жизни всегда есть место таким вещам или моментам о которых родителям лучше никогда не узнать.

 

Вопрос: Какими успехами ты гордишься?

Я горжусь тем, что, начав писать достаточно рано, я со временем не забросила это всё, хотя попытки были, был момент, когда после общения с одним из местных поэтов и его попыток, вложить мне в голову свои знания о поэзии/ стихосложении, у меня, в принципе, пропало желание писать стихи. Моё вдохновение «молчало» около года и на тот момент, я думала, что, видимо, не хватает у меня таланта. Но всё вернулось внезапно, и позже, я начала задумываться о том, что если стихи для меня становятся значимой частью жизни, а не просто увлечением, надо искать пути, чтобы совершенствоваться, а не топтаться на одном месте. В 2009 стала публиковать стихи на интернет-портале Общелит, и познакомилась там с замечательной поэтессой Верой Боголюбовой, которая предложила мне свою помощь, я согласилась и стала учиться у Веры, хотя, иной раз было тяжело отбрасывать своё самолюбие, амбиции, не спорить, переделывать собственные строчки сотни раз и делать так, как нужно. Сначала я не понимала, зачем это ВООБЩЕ НУЖНО? Старалась отстоять СВОЁ любыми аргументами. Но знаете, Вера была и поэтессой и

Вера Боголюбова

 

учителем от Бога, бывало, она меня ругала, разнося мои стихи в пух и прах, была резка, но всегда справедлива. Случались и обиды, но потом я понимала, что она права, брала себя в руки и прислушивалась. Сейчас, я с уверенностью могу сказать, что благодарна Вере за её настойчивость и строгость. То, чему она научила, сделало меня на голову выше в творчестве, помогает и сейчас, я часто вспоминаю её некоторые слова, советы. Я горжусь тем, что не отступила, даже тогда, когда хотелось оставить всё, как есть, убедив себя, что и так пойдёт, мол, и на мои стихи найдётся читатель. Я горжусь тем, что из дилетантки, не знающей абсолютно ничего о стихосложении, я выросла в поэтессу, которая точно знает, что многого стоит, ведь люди часто делают выбор в сторону – зарыть свой талант, когда становится трудно, хотя при этом, необыкновенно талантливы.

Веры не стало в прошлом году…  Было тяжело принять эту весть. Долго не верилось. Я всегда буду благодарна судьбе за встречу с ней. Надеюсь, что она смотрит на меня «оттуда» и радуется моим успехам.

На моей страничке есть стих памяти Веры. Единственное, что я могу сделать теперь, для человека, который сыграл важную роль в моей творческой судьбе, это хранить память, ведь пока мы помним, человек жив.

В память о Вере Боголюбовой

Надежда Литовченко

 

В горле молчанье спицей,
В пальцах, почти что лёд…
Нет кого-то, а время,
Так же, по кругу идёт.

Боль нарастает быстро –
Снежный громадный ком!
Смерть ненавистна тем что
К людям идёт тайком!!!

Стала земля безмолвной,
Словно глухая дверь.
«Там» на ангела в светлом
Больше будет теперь.

«Там», я надеюсь, льётся
Звонкий счастливый смех
Ангела, он то знает
Правду уже про всех.

Как же пусто….А время
Рядом идёт, след в след….
В то, что не стало Веры,
Прям, таки, веры нет……..

27.07.2016

 

Вопрос: В чем твое превосходство над другими?

У меня нет превосходства над другими, да и Слава Богу!))) По моему мнению, думать, будто ты, чем-то лучше других, ошибочно. Жизнь такая штука – как бы ты не был великолепен, она покажет тебе, что всегда найдётся «погорячей». Вспомните Адольфа Гитлера с его убеждениями о том, что только немецкая раса является высшей, а значит имеет превосходство над всеми остальными, как мы знаем, ничем хорошим это не закончилось.

 

Вопрос: В чем ты себе не можешь отказать?

Я не могу отказать себе в стремлении быть яркой, как снаружи, так и внутри.

 

Вопрос: В чем, по-твоему, главные отличия между мужчиной и женщиной?

По-моему, главные отличия заключаются в логике и силе. Мужчины в своём мышлении более практичны, приземлённее, что ли. Женщины, наоборот, эмоциональнее, способные за секунду нарисовать себе в голове невероятную картину и долго это «переваривать». Зато морально женщины гораздо сильнее, у мужчин много физической силы, а внутренней мало, поэтому природой и предназначено соединять мужчину и женщину, чтобы один дополнял другого.

Вопрос:  Твое отношение к религии.

 

Отношение к религии сложное. Трудно верить в Бога, когда видишь, что одни выкидывают младенцев в мусорный бак, а другие годами лечатся традиционными методами и нетрадиционными, цепляясь за любую соломинку, но нет у них детей. Или другой пример: одни борются со смертельными или тяжёлыми болезнями, вгрызаются в жизнь, а другим дано здоровье, но они не ценят, легко прожигают жизнь, тратя её на наркотики, алкоголь, дрянные поступки, обычно такие живут долго и счастливо и ничего им за это не бывает. Справедливости нет.

А когда замечаешь на каких машинах разъезжают Батюшки и в каких коттеджах живут, то резко снижается вера в то, что духовное богатство преобладает над материальным даже у людей, приближенных к церкви. Что до остального народа, сейчас так много говорят о вере в Бога, даже пытаются соблюдать посты, но так мало тех, у кого Бог живёт в душе.

 

 

Вопрос: Веришь ли ты в судьбу?

Верю. Судьба не раз показывала мне, что если чему-то суждено случиться, то это обязательно произойдёт, если не сейчас, так потом, и тогда, всё складывается само собой, как пазл. А если что-то произошло не так, как хотелось, стало быть, судьба сберегла от чего-то, в этом я тоже не раз убеждалась.

 

Вопрос:  Веришь ли ты в то, что это не первая твоя жизнь?

Да. Я верю в перерождение души. Как мне кажется, мы не зря меняем тела, новая «оболочка» влияет на душу и, может быть, вовсе не душа задаёт новые функции телу, а совсем наоборот.

 

Вопрос: Нет ли противоречия в твоей вере в судьбу, инкарнацию и утверждением, что «…справедливости нет»?

На мой взгляд, это слишком разные вещи, чтобы считать их противоречащими друг другу.  Я верю, что душа способна перерождаться, приобретая новое тело, но это будет уже совсем другая жизнь, а предыдущую мы не вспомним. Хотя, «вспышки» в мозгу, порой происходят, такие, как ощущение дежавю, нам кажется, будто, ВОТ ЭТО ты уже где-то видел или знаешь откуда-то то, чего вроде бы, знать не можешь. Поэтому, я верю, что у души несколько жизней.

Теперь про судьбу. Я верю в судьбоносные встречи, называю их подарками. Такие подарки привносят в нашу жизнь то, что остаётся навсегда, за что можно благодарить. Далеко ходить не надо: я считаю судьбоносной встречу с Верой Боголюбовой. Верю в неизбежность, что тоже можно назвать судьбой, например, случались в жизни моменты, когда была уверена, что с тем или иным человеком мне больше никогда не увидеться, а получалось так, что жизнь нас сталкивала снова, неожиданно, для того, чтобы больше не разъединить, стало быть, этот человек должен присутствовать в моей жизни, как тут не поверить в судьбу? Или же, если вспомнить русскую пословицу: «Кому суждено сгореть, в воде не утонет», с тобой произойдёт то, что предназначено, поэтому, я и сказала, что всё сложится, как пазл, если этому суждено быть.

Насчёт моего утверждения «…справедливости нет», да, я так считаю, и даже объяснила почему, приведя примеры, но это лишь моё мнение и я, ни в коем случае, никому его не навязываю.

 

 

Вопрос: Кто из великих поэтов тебе больше всего близок?

Мне нравятся многие, например, Роберт Рождественский, Анна Ахматова, Вероника Тушнова, Владимир Высоцкий, но…. Если подумать  кто близок именно по духу, я назову Игоря Талькова. Для меня, Тальков –  интереснейшая творческая личность, со своим сложным внутренним миром, но оттого и такой гениальный. В нём всегда присутствовало обострённое чувство справедливости, отсюда вытекало бунтарство, прямолинейность, но при всём этом он был очень ранимым человеком.

 

Вопрос:  Твои музыкальные предпочтения.

Я слушаю абсолютно разную музыку, от Сергея Лазарева до группы «Агата Кристи». Считаю, что плохой музыки нет, в каждом направлении есть что-то хорошее, нужно только уметь это найти. Опять же, возвращаясь к Игорю Талькову,- его песни я слушала чуть ли не с двухлетнего возраста, дома всегда были кассеты с его песнями. Конечно тогда, я не понимала смысла этих текстов, но мне нравился голос, нравилась музыка, нравился образ Талькова. Повзрослев, я начала понимать о чём его песни, стала больше интересоваться его биографией. Прочитала книгу «Монолог», которая была в нашей домашней библиотеке, позже купила ещё одну книгу о творчестве и жизни Игоря Талькова, временами перечитываю её.

 

Вопрос:  Считаешь ли ты теорию стихосложения обязательной для изучения пишущих стихи?

 

На данный момент я считаю, что если человек решается показывать свои стихи большой аудитории читателей и хочет слышать мнение о своём творчестве, он должен знать хотя бы азы. Я не имею в виду, что надо уметь отличать ямб от хорея, речь о другом, каждому пишущему стихи, будет полезно знать, что такое размер и ритм, и как во всё это укладывать строчки. Это будет во благо самому же автору. Абсолютно не согласна с точкой зрения, что в стихотворении главное смысл, нет! Мысль может быть потрясающей, но если она заключена в жутко корявую форму, впечатление о стихе портится полностью и не факт, что захочется дочитать стихотворение до конца, если будешь «спотыкаться» на каждой второй строчке. Я сама из тех, кто когда-то кричал: «форма – не главное, главное – содержание!»  Пытаясь защитить свои стихи, и отмахнуться от тех, кто знал и понимал больше меня. Это можно сравнить с приобретением бракованного товара, вроде бы у тебя и есть нужная вещь, но впечатление от неё не то, какое могло бы быть.

Правда, существует опасность –  иногда, когда начинаешь изучать технику, теряешь «душу» стихов, если сильно зацикливаешься на правильной форме. Поэтому так много стихов, которые идеальны по технике, но ничем не цепляют и, наоборот, замечаешь в технике некоторые шероховатости, но от стиха оторваться невозможно.

А в целом, каждый должен решать сам, насколько глубоко ему нужно лезть в эти «дебри».

 

Вопрос:  Владеешь ли ты каким-нибудь иностранным языком?

 

Моё образование связано с иностранными языками. Закончила университет по специальности перевод и переводоведение. Профилирующий язык английский. Смешно прозвучит, но чем больше я изучала иностранные языки, тем больше понимала, как сильно люблю русский))).

 

Вопрос:  Возникает ли у тебя желание понюхать живые цветы, если они попадаются тебе по пути?

 

Нет, мне больше нравится просто на них смотреть.

Вопрос:  Выступала ли ты когда-нибудь публично?

Да, но это явно не моё. Чтобы выступать публично, тоже нужен определённый талант, которым я, увы, не обладаю.

 

Вопрос:  Думаешь ли ты о том, чтобы уехать и жить за границей?

 

Я точно знаю, что жить за границей никогда бы не хотела. Я русская до мозга костей. Я люблю свою страну, горжусь, что родилась в России. А там… На самом деле, там тоже множество проблем, как и у нас в стране, просто СМИ и ТВ преподносят нам слишком красивую картинку, умалчивая о подводных камнях. Моя близкая подруга уже много лет живёт в Германии. Знаю от неё, что ко всем проблемам, у мигрантов, прибавляется ещё одна: сколько бы ты не прожил за границей, ты никогда не станешь там своим, на тебя всегда будут смотреть косо и при случае, обвинять во всех смертных грехах.

 

 

Вопрос:  Если бы тебя пригласили сниматься в кино, то какую бы роль ты играла?

Я бы хотела играть роль чеширского кота. Улыбчивый загадочный персонаж. Со своими странностями, но, тем не менее, многое знает и подмечает.

 

Вопрос:  Кроме написания стихов, какими еще талантами ты обладаешь?

Понимаю о чём Вы спрашиваете, но я скажу не о творческих талантах…. Я обладаю талантом слушать людей. Вселять в них веру во что-то хорошее. Мне часто говорят о том, что я умею располагать к себе, что со мной легко и уютно.

 

Вопрос:  Что ты сделаешь, если встретишь своего двойника?

Я ему улыбнусь и попытаюсь с ним подружиться.

Вопрос:  Что ты можешь делать с закрытыми глазами?

Варить себе кофе)))

 

Вопрос:  Что тебе нравится больше — закаты или рассветы?

Скорее, закаты, потому что по натуре я сова, с приближением ночи у меня прибавляются силы. Как бы не был прекрасен рассвет, уговорить себя проснуться с рассветом – это подвиг!))

 

Вопрос:  Какое стихотворение ты бы прочла инопланетянину?

Помните, есть такой замечательный фильм «Республика ШКИД?» Там «Мамочка» пел песню:

У кошки четыре ноги,
Позади нее длинный хвост,
Но трогать ее не моги
За ее малый рост, малый рост,
Но трогать ее не моги
За ее малый рост, малый рост.

 

Так вот, я бы не стала читать инопланетянину стих, я бы спела ему эту песенку.)))

 

Вопрос:  Что бы ты предпочла — уметь летать или быть невидимкой?

Летать. Полёт – это ощущение, захватывающие дух, такие эмоции подпитывают надолго.

 

 

Вопрос:  Что бы ты выбрала — быть звездой и умереть к сорока годам или дожить до девяноста лет и умереть в безвестности?

Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Можно умереть в сорок, но успеть сделать гораздо больше, чем тот, кто доживает до девяноста. Я считаю, если ты был доволен своей жизнью и оставил после себя что-то значимое, то  не важно, сколько лет ты прожил, не важно, был ты известным или нет, важно только то, что твоя жизнь была тебе в радость, а значит, всё было не зря.

 

Вопрос:  Часто ли тебе приходится врать?

 

Нет, не часто,  я имею в виду серьёзную ложь. А так, по мелочам люди склоны врать каждый день, например, говорим, что борщ вкусный, а он получился отвратительным.

 

Вопрос:  Исторические персонажи, которых ты презираешь.

Гитлер, Сталин, Ленин. Каждый из них подлый, жадный до власти параноик, возомнивший себя Богом. Личности, манипулирующие людьми, сломавшие миллионы судеб и решающие, кому жить, а кому умирать.

 

Вопрос:  Что для тебя ближе: поэзия как удовольствие, как образ жизни, как воспитатель людей или что-то другое?

Я воспринимаю поэзию, как средство говорить о том, что мне небезразлично, посредством поэзии можно быстрее достучаться до умов и сердец. А ещё, поэзия – это лекарство с которым всё переживается гораздо легче.

 

Вопрос: Ты ничего не сказала о своей книге.

Кстати, история с изданием «Натуры из шкафа» произошла совершенно спонтанно и это тоже можно назвать судьбой. (Смеюсь).

Мысль об издании второй книги сидела у меня в голове примерно с 2013 года. Появлялись какие-то идеи, я их записывала и сохраняла, чтобы не потерять. В этот раз мне хотелось, чтобы там были не только стихи, но и какие-то дополнения к моим мыслям, хотелось подойти ко второй книге с бОльшим умом, чем к первой. В первый сборник вошло раннее творчество, стихи там, в основном, с налётом детскости и наивности, абсолютно сырые по форме. Временами, когда перечитываю что-то из своего раннего, смеюсь, мне не верится, что это писала я! Но, всё же, отношусь к своим первым стихам с теплотой. Кто-то умный сказал: «Стыдиться своих первых стихов можно только в том случае, если нынешние от них ничем не отличаются».  «Натура из шкафа» – абсолютно другая и по форме и по содержанию, и по стилю стихов. Возможно, это прозвучит не скромно с моей стороны, но я считаю, что эти стихи были достойны того, чтобы обрести переплёт. А произошло всё, повторюсь, неожиданно. В мои планы не входило издавать книгу в этом году. Но зимой я получила предложение от Валерия Эр, издателя, который помогает авторам стихи.ру печататься, выпустить книгу и решила, что такой шанс упускать глупо. Так началось наше сотрудничество. Хочу сказать, что Валерий настоящий профессионал.  Работать с ним было приятно. Он предлагает интересные идеи, может что-то подсказать, но всегда прислушивается к тому, чего хочет автор.

«Натура из шкафа» разделена на пять частей, к каждой части есть предисловие, которое является как будто новой «полкой» жизни. В самом начале есть обращение к читателю, но это не мои слова, это отзыв, который мне когда-то оставил один из авторов стихи. ру, Гурген Долунц. А звучит он так:

“Здравствуйте, Надежда. Думал… пробегусь поверхностно по Вашим произведениям в соответствии с принятым этикетом, но провалился в мир Вашего сложного мироощущения, иногда не по – женски жёсткого и всё же, на мой взгляд, позитивного. Вы не обижаетесь на мир,  Вы его создаёте сами, пусть, и на грани отчаяния требуете от него невозможного, но столь желанного для Вас. Жизнь и любовь – это Ваша борьба. Где грань между реальностью и фантазией, любовью и ненавистью? В своём стремлении к цели мы частенько не жалеем самих себя… Ваши мечты, воплощённые в метафорах, как игра на грани фола, как скальпель хирурга, наносящий рану для того, чтобы выжить. Мы все ставим в этой жизни цель, но путь к ней у каждого свой. Кто-то верит в чудо, кто-то в Бога, кто-то держит карту в рукаве, имея при себе две обоймы и, как спасения от реальности, последний патрон… “

 

Моя «Натура из шкафа» увидела свет весной. Я безумно рада, что мечта издать эти стихи воплотилась в реальность. Очень благодарна Валерию и, надеюсь, у меня ещё появится возможность посотрудничать с ним снова.

 

Вопрос: В продолжении темы о загранице… Многие россияне не чувствуют себя на родине «своими». Испытывая серьезный прессинг со стороны властных структур в бизнесе, ограниченные в правах на свободы и права, сталкиваясь с несправедливостью и безнравственностью общества, они уезжают из России. По данным Росстата, эмиграция в 2015 году составила 350000 человек, что в 10 раз больше, чем в 2010.

Причем, уезжают самые высококвалифицированные граждане. Считаешь ли ты будущее инновации и частного бизнеса в России успешным?

 

То, о чём говорите Вы имеет место и с этим нельзя не согласиться. Но те, на кого оказан прессинг властных структур, чаще мигрируют не по своей воле, человек уезжает, но нередко уезжает потому, что это вынужденная мера. Про отъезд квалифицированных граждан, – да, за границу утекает множество лучших умов, но тут другое, их приглашают, заманивают перспективами и привилегиями. Что до простого мигрирующего народа, многим там живётся несладко, они «вертятся» там не меньше, чем здесь, чтобы жить достойно. К тому же, не стоит забывать о том, что к нам в Россию на пмж, приезжает тоже немало иностранцев, и многие говорят, что в России им нравится жить гораздо больше, чем у себя на Родине, просто это не настолько широко освещается, но такая статистика существует. На данную тему можно говорить и спорить бесконечно, она неисчерпаема. Что касается инноваций и развития частного бизнеса у нас в стране, я считаю, что определённые успехи безусловно есть, но как всегда всё упирается в обстоятельства. У нас многие процессы происходят в замедленном ритме и из-за слабой поддержки Государства, и оттого, что наш народ сильно любит халяву, в большинстве случаев, стараясь нажиться на чём-то, а не развить. Что скрывать, любит наш народ подворовывать. Обвинять во всех бедах лишь Государство тоже неправильно, как говориться, у медали всегда две стороны. Я из тех людей, которые склонны верить в лучшее и, поскольку, я люблю свою страну, то верю, что она двигается в верном направлении. У русских пытливый ум, в хорошем смысле этого слова, и даже если что-то пойдёт не так, –  мы обязательно что-нибудь придумаем, выходя победителями.

 

Вопрос: Расскажи мне свою версию появления «чеширской улыбки»

 

С самого первого дня, появившись на портале стихи.ру, я, под каждым своим отзывом, оставляю подпись: «С улыбкой». Я действительно прихожу с улыбкой и мне нравится говорить что-нибудь такое, чтобы человек улыбнулся в ответ. Как-то раз Иван Кривов, один из авторов портала, (с которым, кстати, мы очень подружились), назвал меня Чеширкой, мол: « Улыбка у тебя чеширская!» Это моментально подхватилось и другими авторами, прозвище что называется «прилипло», но я была совсем не против, мне самой очень нравится. Вот так я стала не только Надей, но и Чеширкой, девушкой с чеширской улыбкой J Что самое приятное, некоторые так вдохновляются, что посвящают стихи Чеширке. )) А ещё, авторы, которые постоянно меня читают, называют мою страничку «Чеширский чердак».

Вопрос: Как бы ты назвала свою яхту?

Я бы назвала свою яхту «Золотая Рыбка», потому что у меня, она ассоциируется с удачей.

Вопрос: Зависит ли твое настроение от одежды, которую ты носишь?

Нет. Одежда — это не тот предмет, который может повлиять на моё настроение.

Вопрос: Как ты застегиваешь пуговицы — сверху вниз или наоборот?

Когда как, могу вообще начать застёгивать с середины.

 

Вопрос: Как ты относишься к поцелуям на первом же свидании?

Положительно, в том случае, если понимаю, что меня тянет к этому человеку и если чувствую с его стороны, то же самое.

 

Вопрос: Какие животные тебе особенно нравятся?

Собаки и медведи.

Кто есть кто?

 

Вопрос: Какие комплименты тебе делают чаще всего?

Чаще всего их делают по поводу улыбки и по поводу хорошего чувства юмора.

 

Вопрос: Какие традиции других народов тебя привлекают и почему?

Мне очень нравится китайская традиция запускать в небо летающие светящиеся фонарики. На мой взгляд, эта традиция не только очень красива, но таит в себе доброе волшебство, даёт людям веру в то, что если отпустить всё плохое и загадать заветное желание, то оно вскоре сбудется.  Может быть, поэтому многие народы переняли этот обычай. А ещё, считаю очень увлекательной традицию – запускать воздушного змея, и хотя этот обычай тоже пришёл из Китая, я знаю, что в Греции, когда отмечается большой праздник – Чистый Понедельник, означающий конец Масленицы и начало Великого поста, обязательно запускают воздушных змеев.

 

Вопрос: Какое у тебя любимое имя (мужское / женское)

Александр, Сергей, Егор/Вера, Кира

 

 

Вопрос: Какой самый глупый поступок в жизни ты совершала?

В юности курила с подружкой, прямо под окнами собственной квартиры, естественно, потом влетело от родителей. Конечно, вряд ли этот поступок можно назвать  САМЫМ глупым, но почему-то вспомнился мне именно он. (Смеюсь).

 

Вопрос: Правда ли что волки не воют, а просто плохо свистят? 

Правда)))) Зато волки хорошо поют, особенно, если их накормить до отвала. Так и появилась знаменитая волчья фраза: «Щаз спою!»

 

Вопрос: Если бы ты была автомобилем, то какой марки?

Range rover evoque convertible. Внедорожник, проходящий везде и всюду, прущий напролом. Очень похоже на мой характер))

Вопрос: Чем отличается самолет от вороны?

Ворона, в отличие от самолёта, это не только два крыла и хвост, но и килограмм, а может, даже два ценного мяса.)))

 

Вопрос: Если у яда заканчивается срок годности, он становится более или менее ядовитым?

Скорее всего, он становится отличным слабительным.)))

 

Вопрос: Какими нас видят мухи?

Отсталыми)))

 

Вопрос: Расскажи о литературной жизни твоего города

Она, определённо существует, но признаться честно, я ничего о ней не знаю.

 

Вопрос:  Назови три поэтических образа понятиям свобода, мир, справедливость

Свобода – крылья. Мир – огромное ясное небо. Справедливость – сказочная Жар-Птица.

 

 

Вопрос: Рецепт счастья от Нади Литовченко…

В моём рецепте счастья замешано всего два ингредиента: здоровье и любовь.

 

Мне нравится позитив, оптимизм и удивительное чувство юмора Нади Литовченко.

В силу своего возраста и убеждений, я не во всем с ней  согласен, но любовь, действительно –  основной ингредиент счастья. Злость в человеке от недостатка любви. Может быть мы поделимся с обделенными? И будем еще счастливее? С любовью, Виктор Мардони

 

Подборка стихов Надежды Литовченко

 

Блесна

Надежда Литовченко

Время душу берёт в тиски,
Зарывает мысли в пески
И пропитывает наскво́зь
Тишиною…………………………..

Кинет тело, прям на чердак,
Знаешь, может оно и так,
Мол, сиди один, и болтай
Сам с собою.

Холод здесь ползёт по углам,
Приложив свой палец к губам,
Подмигнёт хитро́, подтвердив:
«Так и надо!»

Так и будешь теперь молчать,
Наложив на слова печать
И под толщею замерзать
Снегопада…………………………..

За зимою придёт весна,
Подцепив тебя, как блесна
И потянет с силою вверх
На свет Божий.

Ты взбрыкнёшь, но всё ж, поплывёшь
В руки тёплому солнцу-клёш,
Улыбнёшься, и обрастёшь
Новой кожей.

19.04.2016

 

Одиночество въелось в кожу

Надежда Литовченко

По ресницам рассыпалась осень,
Одиночеством в кожу въелось….
Расскажи, мы когда-нибудь бросим
Слово: «Надо!» Сказав: «Хотелось!»

Расскажи, я пода́тливей буду?
Не «железной» и не строптивой?
Перестану об пол бить посуду?
И усну с ЛЮБИМЫМ мужчиной?

Если б знал ты, насколько мне нужно
Не впускать эту осень в тело!
Быть счастливей, внутри, и наружно,
Чтоб от счастья я обалдела!!!

А в реале «озноб», как не жалко….
А в реале, одно и то же:
Тёплый душ; оттираюсь мочалкой!
Одиночество прямо в коже…..

18.09.2016

Предвесеннее обострение

Надежда Литовченко

Просто высунуть тело в окно, устав от рутины…
Запустить в гости солнце — подрывать персональный ад.
Холод кубиком в сердце тает, как льдинка в мартини….
Вот и славно! Не стану туда возвращаться назад!

Как ребёнок залезу с ногами на подоконник,
Отрублю интернет, телевизор и выключу смарт*.
Вето на гороскопы, приметы и даже сонник.
Буду ждать здесь весну — обожаю оттаявший март!!!:)

*Смарт, здесь в значении – смартфон.

26.02.2015

Тараканы грустят в голове

Надежда Литовченко

То ли осень вошла в дом без стука,
То ли льдинками делится Кай,
Но во мне поселилась, вдруг, Бука,
И не хочет ни тортик, ни чай.

Ни конфет, ни цветов ей не надо….
Даже в зеркале строже смотрюсь!
Тонной вафелек и мармелада,
Я от вредины не откуплюсь.

Как спастись от такого соседства?
Может, козырь найду в рукаве?
Но исчерпаны мысли и средства….
Тараканы грустят в голове…..

5.11.2015

Улыбайся, детка

Надежда Литовченко

Если штор не задёрнуть, солнце разбудит тебя,
Больше некому просто….И слог на части дробя
Бегло пишешь в тетрадку стихи, сидишь допоздна,
Где-то там, где похоже, нисколько не видно дна.

Бесят новости, серость, нытики, речи лжецов.
Любишь стиль, но не можешь носить больших каблуков.
Ценишь только своих, на которых обречена,
Тех, кто знает, что там на душе, и что есть цена.

Время можно просыпать сквозь пальцы, словно кус-кус,*
А твои поцелуи ментоловые на вкус…..
Но ты радуешь глаз, сродни самому леденцу,
Улыбайся, детка, тебе это очень к лицу.

*Кус-кус – крупа

Нам надо расстаться

Надежда Литовченко

Я решила, нам надо расстаться,
Никаких тут телячьих нежностей!
Не подумаю вновь извиняться,
Я – кремень! С чертами прилежности.

У меня море новых желаний,
А тебя слишком сложно в них втиснуть….
Всё! Довольно девичьих страданий,
И крушенья надежд…..Стоп, не киснуть!

Портишь всё, как дурное заклятье!
Кто недавно глаза мне мозолил?
Я влюбилась в то модное платье,
Ну, а ты мне его не позволил!

А потом же, негодный проказник,
Утешать, как обычно он взялся:
«Не грусти, мы устроим нам праздник,
Скушай тортик!» – Ну, кто б отказался!!!

Шел бы на фиг! Но как без сюрпризов?
Никогда не уходишь так сразу….
Мол: «Опять её эти капризы!
Затаюсь, пусть психует, зараза!!!»

Расстаемся! Другую помучай!
Признаюсь, мне чуть-чуть тоже грустно,
Но сейчас, как раз тот самый случай,
Расставаться, знай, тоже – искусство!

Не нуди, что сегодня суббота
Я в мир спорта ворвусь с интересом.
Эх, нелегкая эта работа –
Расставанье с избыточным весом. :))))

6.05.2014

Натура из шкафа

Надежда Литовченко

Пора вылазить из этой «шкуры»,
Пропахшей грустью, тоской и пеплом,
Достать из шкафа свою натуру –
Фанатку шуток, ироний с «пеклом».

Пора давно бы заметить лето,
Ресницы ярче, длиннее шпильки.
На все проблемы повесить вето,
Упрёки мигом – на кончик вилки!

Купить бы «Bentley!!!!!» а может, платье???…
Пожалуй, хватит лишь на второе….
Кредитка выдаст: «средств нет» – проклятье!!!!!!!
Поплакать что ли???? Да нет….другое!

Пойду, наверно, и выпью рома,
Заем клубникой и шоколадом,
И, непременно, останусь дома,
Совру начальству, вот, то что надо!

Чертовка хитрость засядет в теле,
Не выйду завтра я на работу…
Возьму-ка «отпуск» аж на неделю….
Проснулась совесть???…Нет, ни на йоту!

Пожалуй, я б захватила чайник
На дикий остров, вдруг будут туры…..
Испортит ВСЁ, за спиной начальник,
Разрушив планы моей натуры……(((((

18.05.2013

Стерх

Надежда Литовченко

Запуская цепкие пальцы в надломленный «храм»
Раскрывала грудную клетку, чтоб выудить душу,
Так хотелось её крепко сжать, сломать пополам,
Поиграть немного, и выбросить рыбой на сушу.

Прогонять бесполезно, ведь боль настырна, как пёс,
У неё на любую улыбку найдутся яды,
В опустевший дом, непременно засунет свой нос,
Затушив ледяным дыханием пламя лампады.

Впившись в душу когтями тащила её наверх,
Ощущалось присутствие скорби и пахло пылью….
Встрепенулась душа, и с ладоней взлетев, как стерх,*
Далеко улетела от боли, расправив крылья.

*Стерх – белый журавль

19.11.2013

Фальшивый Лондон

Надежда Литовченко

Подними воротник, здесь сыро, будто в темнице,
Забивает дождь в щели окон, в малейшую брешь.
Промочил прям насквозь платье какой-то девице;
Простудиться придется, если без ложных надежд.

Ощущенье грызет – лето ушло по-английски,
Позабыв оставить зацепок, улик, адресов….
Источает вокруг всё запах грозы и виски;
Отраженье прохожих в лужах продрогших мостов.

Забежим в кафе просохнуть с тобою немножко,
Поболтаем мило, засидимся, так, невзначай!
Поглядим на фальшивый Лондон через окошко,
Согревая вновь руки о чашки, в которых чай.

16.08.2013

 

3 комментария

  1. Авиор этих строк
    “Если б знал ты, насколько мне нужно
    Не впускать эту осень в тело!
    Быть счастливей, внутри, и наружно,
    Чтоб от счастья я обалдела!!!” не может быть не поэтом…
    Браво!!!

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.