Крылатый Отелло.

Многие в нашей стране и мире, 11 сентября 2001 года, были шокированы чудовищным авиационным происшествием, практически в прямом эфире наблюдая несколько координированных террористических атак пилотов-самоубийц, направивших захваченные авиалайнеры в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

А свидетелем подобной катастрофы, случившейся за 25 лет до этого, 26 сентября 1976 года в городе Новосибирске был  автор этих строк.

После окончания средней школы, с лета 1976 года я проживал на съемной квартире в Первом Трикотажном переулке  города  Новосибирска. В тот день мы с моим другом Сашей Нуйкиным, племянником знаменитого московского секретаря Союза писателей,  публициста и критика Андрея Александровича Нуйкина, намеривались посетить открывшуюся в Доме архитектора международную фотовыставку известных фотохудожников Польши, США,ФРГ, Японии и других… Цель посещения у нас, признаюсь, была несколько другого свойства, чем получение эстетического наслаждения от работ… Мы занимались фарцой – запрещенным и нелегальным торговым бизнесом. Разжиться импортом, выменяв кое-что из предметов советского народного творчества на буржуйские вещи проклятых капиталистов, было опасным, сложным, интересным и веселым занятием…

Около 10 часов утра мы были на Потанинской улице, недалеко от площади Ленина. Однако, на выставку мы так и не попали, а немедленно отправились на левый берег Оби, по адресу улица Степная 43/1. В троллейбусе, посредством которого мы добирались до площади Ленина, люди наперебой рассказывали о диком событии, произошедшим утром:самолет АН-2 протаранил пятиэтажку на Степной.

На момент нашего приезда к месту происшествия, пожар, возникший от разлива  горючего, уже потушили. Вокруг дома было оцепление из солдат с буквами ВВ на погонах. Там я встретил земляка – старшину Владимира Шкурко, проходившему в то время срочную службу, а впоследствии дослужившегося до генерал-майора, первого заместителя начальника ГУВД по Иркутской области. От него мы узнали некоторые подробности.

Вид подъезда после пожара

В 8-15 самолет ударился в стену дома в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами первого подъезда. Стена была пробита. Двигатель отделился от самолета и упал на лестничную площадку 3 этажа. Самолет был заправлен 800 л бензина. Топливо вытекло на лестничную клетку, воспламенилось и стекало вниз до первого этажа. Самолет упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел. В доме начался сильный пожар. Пожар был ликвидирован через 57 минут. Спасение жильцов дома, в связи с невозможностью эвакуации по лестничной клетке, производилось через оконные проемы с использованием лестниц . В результате происшествия погибли  сам пилот Серков и трое жителей дома, в том числе двое детей 1970 и 1972 г.р. Еще 11 жильцов получили ранения и ожоги (4 человека тяжелые, 5 средней тяжести, 2 легкие).
Разрушена целостность несущих конструкций дома в районе лестничной клетки первого подъезда с распространением этих разрушений на конструкции 4-5 этажа второго подъезда, всего повреждено около 30 квартир.

Пожар после столкновения. Перед подъездом останки фюзеляжа АН-2

Подробности происшествия и результаты расследования, которым занимался КГБ засекретили аж до 2006 года. Что же произошло и в чем причина этой страшной трагедии?

Вот строки из официальных документов о расследовании:

Серков В.Ф., 23 года, окончил Бугурусланское летное училище в 1972 г. Работал в Томском ОАО вторым пилотом Ан-2. С октября 1973 г. перевелся в 116 летный отряд Новосибирского ОАО вторым пилотом Ан-2. С 10.10.75 – командир воздушного судна Ан-2. Налет 2 605 часов, из них КВС – 731 час.
В 1972 г. он женился на Котовой Татьяне Самуиловне. Имеет сына 2,5 года.
За последнее время в его семье сложились ненормальные отношения с женой. 20.09.76 они подали заявление на развод. Им были вручены повестки в суд на 30.09.76. После этого Серков улетел в командировку в Барабинск. 25.09.76 Серков дополнительным рейсом прибыл на базу, принимал все меры, чтобы вылететь в Барабинск, но из-за отсутствия плана на вылет сделал заявку на 06:00 мск 26.09.76. После этого он уехал из аэропорта в город. Вечером Серков увидел на улице жену, разговаривающую с незнакомым мужчиной (по показаниям Котовой, возвращаясь из аптеки в квартиру своих родителей по адресу ул. Степная 43/1, она встретила своего знакомого, с которым разговаривала не более трех минут). Подождав, когда они расстанутся, Серков подошел к жене и нанес ей удар по лицу. Затем конфликт продолжался в квартире ее родителей, где Серков начал наносить ей удары, пока его не остановила мать Котовой. После этого Серков пришел на квартиру своей матери (в другом доме на той же улице) в возбужденном состоянии, рассказал о случившемся, сходил с братом в баню и лег спать.

Большой тополь перед домом помешал Серкову. Жертв могло быть больше.


26.09.76 в 03:15 мск он прибыл в аэропорт, оставив предсмертную записку матери, в которой указывал на намерение уйти из жизни, «забрав с собой» жену и сына. Причиной своего решения он назвал то, что «с настоящими нервами я не смог бы уже начать с начала», а вчерашний конфликт с женой стал «последней каплей, переполнившей чашу». За 2 часа 45 минут до заявленного времени вылета (в нарушение НПП ГА-71), Серков прошел медицинский контроль. Фельдшеру он предъявил оперативное задание без указанного времени вылета. Так как плана полетов в медпункте нет, а ранее установленными порядками в Новосибирском  авиаотряде экипажи производили подобные вылеты по оперативным заданиям, фельдшер беспрепятственно провела медосмотр Серкова, который не выявил никаких отклонений.
Не пройдя предполетной подготовки в штурманской комнате, за 2 часа 34 минуты до заявленного времени вылета он в ПДО получил судовые документы на самолет и за 2 часа 10 минут до времени вылета прибыл на самолет. Дежурный по стоянке лишь на основании личного знания пилота и плана полетов выдал ему ключи.

Владимир Серков среди пилотов авиаотряда


После окончания опробования двигателя Серков запросил разрешение на переруливание на стоянку 116 летного отряда. Диспетчер круга разрешил. Подрулив к стоянкам самолетов, Серков развернулся в сторону летного поля и произвел самовольный взлет поперек старта с МК=270°. Диспетчеры круга и старта, обнаружив взлет самолета без разрешения и связи, проявили замешательство и только через 2 минуты начали вызывать борт на связь. В 04:08 на запрос СДП: «Где вы находитесь» Серков ответил: «Над затоном нахожусь». На последовавший вопрос: «А вы куда пошли?» и последующие вызовы Серков не отвечал до 04:11, когда он передал: «Ищите меня по улице Степная дом сорок три дробь один, прощайте, моя фамилия Серков». Затем на просьбу диспетчера повторить, он повторил это сообщение и на последующие запросы больше не отвечал. Никаких указаний, рекомендаций о прекращении самовольного полета на борт не передавалось.
Выполнив два круга в районе ул. Степной, пилот направил самолет в часть дома, где в квартире своих родителей находились его жена с ребенком. Самолет столкнулся с домом, разрушился и сгорел. Никто из родственников Серкова не пострадал.


В 1971 г у Серкова случился эпилептический припадок. Ему была вызвана «Скорая помощь». Дважды, в 1974 и 1975 гг, он получал бытовые травмы головы (со слов Серкова, первый раз он упал с кедра, когда ходил в лес, а второй раз его вытолкнули из автобуса). После этих случаев он, по показаниям жены, часто жаловался на головные боли и постоянно носил с собой таблетки от головной боли. За медицинской помощью он обращаться отказывался, опасаясь снятия с летной работы. По словам жены, за период совместной жизни муж неоднократно симулировал самоубийство путем нанесения бритвой и другими острыми предметами порезов на кожу рук. Отмеченные отклонения в состоянии здоровья Серков тщательно скрывал, поэтому целенаправленному медицинскому обследованию не подвергался.

Выводы экспертов: причиной трагедии стала “нервно-психическая неуравновешенность КВС Серкова, обусловленная конфликтом в семье и скрываемым заболеванием нервной системы”.

Кроме того, авиакатастрофа произошла из-за неудовлетворительной работы командно-руководящего состава Новосибирского авиапредприятия по изучению у подчинённых морально-волевых качеств, их поведения в быту, а также наклонностей и обстановки в семье. Среди личного состава работа “на повышение бдительности” также велась слабо. Медики недостаточно изучили психические и физические особенности лётного состава. Эксперты также отметили, что пилоту практически никто не пытался помешать.

Подъезд дома сегодня.

Что касается дома, его собрали буквально по кусочкам. Три верхних этажа первого подъезда полностью разобрали, а затем собрали обратно из новых панелей, как конструктор. Сейчас можно увидеть разницу между старыми и новыми панелями — новые с рисунком.

Невероятно, но в 1987 году, владельцем приобретенного мной на Гусинобродской барахолке подержанного автомобиля ВАЗ- 2106 оказался мужчина, проживающий именно в той квартире на третьем этаже, куда осенью 1976-го психованный пилот Владимир Серков направил самолет Ан-2.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.