Серебро серебряного века.

Начало двадцатого века и конец девятнадцатого –  хронологические рамки Серебряного века русской поэзии.  В определении его начала специалисты достаточно единодушны — это  80-е — 90-е годы девятнадцатого века. Относительно окончания этого образно названного периода  истории русской поэзии исследователи расходятся во мнениях. Одни считают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что он прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Третьи, – что это рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского. Автором этого термина ошибочно называли то философа Бердяева, то поэта Маяковского.

Однако, впервые этот популярный термин встретился в статье известного русского философа, поэта и литературного критика В. С. Соловьёва «Импрессионизм мысли» зимой 1897 года: «Не только эти случайные погрешности, но и более существенные недостатки в стихотворениях К. К. Случевского не мешают ему обладать редким уже ныне достоинством настоящего поэта и быть одним из немногих еще остающихся достойных представителей серебряного века русской лирики»

Опустим скучные рассуждения о течениях и объединениях русских поэтов того времени. Отметим только, что литература Серебряного века поднимала не злободневные социальные вопросы, возникающие в обществе, а философские.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ахм.jpg

 

Признаюсь, что творчество Анны Ахматовой в советское время было мне мало знакомо. В школьной программе так ее вообще не было. В учебниках по литературе моего детства представляли когорту “серебряных” секретарь Чрезвычайной Следственной Революционной Комиссии Александр Блок и рупор Революции, по нынешнему, пропагандист –  Маяковский.

Стихи Ахматовой попались мне в 1976 году. Книгу ее стихов и поэм я получил в качестве приза за выигранный школьный турнир по шахматам.

Честно скажу, восторга от прочитанного я тогда не испытал. Стихи ее показались мне мрачноватыми, лишенными света и надежды на лучшее будущее.Ахматова представлялась мне тогда человеком чужой эпохи.

Мало того, многое из прочитанного я вообще не понимал. Двусмысленность, второе дно. Тайны между строк, слова, как мне казалось, лишенные смысла…

Второе знакомство с творчеством “гениального поэта Серебряного века” в двухтысячных утвердило меня в величайшем даровании ее, как мастера стихосложения, но в остальном….

И вот, принялся я по совету моего стихирского друга за чтение расхваленной им поэмы Ахматовой “Поэма без героев”. Прочитал вдумчиво от начала до конца. И ничего не понял. Нет, конечно, кое-что до меня дошло: предвоенная тема душевного предчувствия катастрофы 1914 и 1941 года. Мрачные переживания автора по поводу неизбежности большой войны, поскольку Вторая Мировая в год написания поэмы уже вплотную приблизилась к границам СССР.

Но причем здесь Арлекино, Коломбина и Пьеро?

Ты в Россию пришла ниоткуда,
О, мое белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!

 

Вся в цветах, как «Весна» Боттичелли,
Ты друзей принимала в постели,
И томился дежурный Пьеро.

Твоего я не видела мужа,
Я, к стеклу приникавшая стужа
Или бой крепостных часов.
Ты не бойся, дома не мечу,
Выходи ко мне смело навстречу, —
Гороскоп твой давно готов.

Даже не вдаваясь в биографию Ахматовой можно понять, что в этих строках замаскирована какая-то ее личная трагическая история и таинственные герои поэмы, несмотря на слова самой поэтессы: “Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов поэма не содержит”, отражает все же ее секретные душевные переживания .

Все становится понятным, когда узнаешь, кто же эти таинственные Коломбины-пьеро-арлекины.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ах-и-суд.jpg

                    Ахматова и Судейкина

 Строки “Поэмы без героя”, процитированные мной в самом начале,  Анной Ахматовой, оказывается, обращены к Ольге Афанасьевне Глебовой-Судейкиной (1885-1945), ближайшей её подруге —  активной участ­нице артистической богемы Серебря­ного века , жившей в то время с композитором Артуром Лурье. Что характерно, любовные отношения между Ахматовой и Лурье связывали их и до 1919 года , но утихли с на­ступлением Первой мировой войны. Переезд Ахматовой позволил старым чувствам разгореться с новой силой, и они стали жить втроем. И Артур не был главным в этом любовном тройственном союзе.

Так вот в чем недосказанность и мерцание тайны  стихов Ахматовой, мучавшие меня все время!

За патриотикой, гражданственностью образов, между бесспорно гениальными строками Поэта, порхает содомская розовая бабочка, развратная фея Петербурга, любовница Ахматовой и главная(!) героиня поэмы “…без героя” – Коломбина, Психея… Судейкина.

В своих прежних публикациях на своем блоге я неоднократно обращался к творчеству поэтов Серебряного века и достаточно  тщательно изучал их личную жизнь, читал дневниковые записи, воспоминания современников. При всем уважении к талантам поэтической элиты того времени, меня не покидало ощущение царившего среди этой интеллигентной публики невероятного разврата. Все со всеми. Серебро века представляется мне блестяще – белым кокаиновым порошком на кончиках носов великих писателей и искристой игрой песчинок пудры на припудренных щеках поэтов “голубых далей”.

Мережковский — Гиппиус — Философов, Белый — Петровская — Брюсов, Блок — Менделеева — Белый, Иванов — Зиновьева-Аннибал — Сабашникова, Маяковский и Брики…

Из треугольников Серебряного века можно составить целые пирамиды греховной любви, закончившейся, как правило, для больших поэтов тяжелой кармической эпитимией.

Вернемся, однако, к поэме…

Великая любовница, воспетая не только в поэме, но и в других стихах Анны Ахматовой,  Глебова- Судейкина не отличалась постоянством, и  не ограничивалась членством в одном амблигоне.

 Еще один любовный треугольник, в котором Глебова-Судейкина сыграла заглавную роль, появился почти на десять лет раньше, в 1913 году. Ольгу и поэта Михаила Кузмина  связывали отношения соперничества — за мужа актрисы, художника Сергея Судейкина, испытывавшего одинаковые чувства к ним обоим. В сентябре 1912 года Кузмин, имея особый(!) интерес, провел несколько недель в Риге у молодого поэта и юнкера Всеволода Князева. Вот в эти отношения и вмешалась Глебова-Судейкина, соблазнившая Князева, а затем бросившая молодого влюбленного. После чего впечатлительный 18‑летний юноша застрелился. Образ «гусарского мальчика с простреленным виском»  часто потом использовал в своих  произве­дениях Кузмин, , а Ахматова положила эту любовную драму в основу сюжета своей «Поэмы без героя».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Юркун-и-кузьмин.jpg

                               Кузмин и Юркун

Кстати, Кузмин участвовал еще в одном треугольнике Кузмин — Юркун — Арбенина-Гильдебрандт

 Он вступил в связь с молодым литератором Иосифом Юркунасом (  Юрий Юркун ), который в свою очередь отбил у Николая Гумилева, первого мужа Ахматовой, его пассию — актрису Александринского театра Ольгу Гильдебрандт-Арбенину. Эти трое и образовали союз.

 Истории своих нетрадиционных взаимоотношений стали основой для лирического сюжета последней книги стихов Кузмина «Форель разбивает лед».

Я изучал русскую литературу в то время, когда советский народ гордился революционными традициями. Тогда на такие мелочи, как мужеложство, лесбиянство, деторастление в среде гениев советской культуры не обращали внимания. Главное – преданность идеям социалистического реализма, патриотизма и марксизма-ленинизма.

Правда сегодня в Кремле говорят, что революции, особенно цветные — это плохо. Тем не менее, русская культура – и сегодня предмет гордости россиян. Пусть современное ее состояние, включая главу профильного ведомства, вызывает немало вопросов, мы не особо напрягаясь, успешно гордимся прошлым. Хотя и в прошлом, как выясняется, тоже не все серебряно.

.

 

 

2 комментария

  1. Казалось, геи где-то далеко;
    Что это толерантностью Европы
    Свободы предусмотрены для жопы,
    Принадлежащей, впрочем, мужику.
    Бабьё мужеподобное не в моде,
    Их вид не интересен никому,
    Не так посмотришь – загремишь в тюрьму;
    Харассментом зовется это, вроде.

    Казалось бы, где мы, и где европы!
    Тут, кто не мент, тот сразу офицер –
    Спецназ и ВДВ в одном лице!..
    Но где-то, видно, прохудилось что-то.
    Знакомый подполковник ФСО
    Взял на постой красивого Антошку,
    И ночью пёр его не понарошку.
    Им всё равно, что дети слышат всё…
    ——————————————————————–
    Если говорить о свободе нравов богемы того времени (вряд ли, кстати, это как-то относится к советскому времени), то можно писать отдельную статью о причинах такой свободы. Так же, впрочем, можно немало сказать о причинах отечественной нетерпимости к гомосесуальным отношениям.
    Дело в том, что свободный оборот наркотиков в сочетании с внутренней свободой, помноженной на отрицание очень многих традиций и ценностей, не могли не привести к распущенности и беспорядку не только в головах, но и в половой жизни.
    С другой стороны, жизнь советского народа насквозь пронизана тюремными традициями, где отношение к представителям реверсивной ориентации как к недолюдям незыблемо многие годы, поэтому большинство населения не приемлет на дух всех гомосеков, не пытаясь даже разбираться кто с кем и в какой последовательности спит, определяя это всё как грязь и пошлятину.
    Добавило неприятия и наличие ВИЧ инфекции.
    СПИД, в отличие от гонореи и сифилиса, стал сдерживающим фактором, по крайней мере меньше стало беспорядочных связей с частой сменой половых партнёров. Зато вырос интерес к гомосексуальным бракам, определяющим юридические вопросы взаимоотношений гомосексуальных отношений.
    Ловлю себя на том, что выгляжу, расписывая это всё, как достаточно терпимый, относящийся лояльно к гомосексуализму.
    На самом деле, я отношусь к тому большинству, у которого возникает рвотный рефлекс при одном виде оттенков голубизны в поведении мужика; но защитников традиционных половых отношений даже на постсоветском пространстве становится всё меньше.
    Опасаюсь как бы терпимость не переродилась в другое, более глубокое, чувство…

    1. Женя, привет и спасибо.Из пяти тысяч подписчиков блога редкий гоголь опустится на припахивающую рябь моего болота с комментариями. Удачи тебе и здоровья!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.